Государства Евросоюза потратили на оборонные нужды в 2020 году рекордные 198 миллиардов евро, но сократили закупки вооружений и военных технологий друг у друга, отдавая предпочтение поставщикам в третьих странах.
Это противоречит достигнутым ранее договоренностям между странами альянса и способствует лидерству американского военно-промышленного комплекса, который остается ведущим мировым поставщиком вооружений и продолжает наращивать продажи.
Государства альянса, как отмечает Европейское оборонное агентство (EDA) в опубликованном недавно годовом отчете, вопреки прежним договоренностям не увеличивают, а сокращают затраты на военное сотрудничество друг с другом.
В 2019–2020 годах взаимные инвестиции, суммы сделок купли-продажи по оборонным подрядам и совместные закупки составили всего 4,1 миллиарда, сократившись в общей сложности более чем на миллиард евро по сравнению с предыдущими годами. Иными словами, союзники, несмотря на пандемию, наращивают военные расходы, закупают больше вооружений, техники, боеприпасов и технологий, но часто не друг у друга, а в третьих странах.
Значительная часть рекордных 198 миллиардов, равнозначных примерно 1,5% совокупного валового внутреннего продукта стран альянса, ушла на оплату поставок из третьих стран. И это прямо противоречит достигнутому в 2017 году соглашению довести долю совместных и взаимных военных закупок до 35% от общей суммы оборонных подрядов.
Например, Эстония покупала самоходные гаубицы K9 Thunder в Южной Корее, противокорабельные ракеты приобретает у израильско-сингапурской компании, подряд на штурмовые винтовки отдала американской Lewis Machine & Tool Company.
Эстонский центр оборонных инвестиций недавно сообщал о том, что было потрачено 36 миллионов долларов на приобретение новых пулеметов и снайперских винтовок, и хотя Таллин не сообщил, у кого он все это покупает, надо думать, не у союзников по европейскому альянсу.
Вооружения и боеприпасы, по данным данных Федеральной таможенной службы России, приобретаются Эстонией и у "агрессивного соседа". Об обязательстве сотрудничать с союзниками по европейскому альянсу, похоже, никто не вспоминает. И не только в Эстонии, судя по данным EDA.
Брюссель надеется на животворящую силу оборонного фонда
Возможно, отсутствие желания приобретать друг у друга (если, конечно, есть что продавать) объясняется более выгодным для покупателей соотношением цена-качество изделий третьих стран по сравнению с продукцией европейских военно-промышленных компаний. Но не стоит сбрасывать со счетов и то влияние, которое имеют Соединенные Штаты и их корпорации и которым, естественно, пользуются в делах с "малыми" союзниками по НАТО.
И не только с ними, если вспомнить недавний скандал из-за перехваченных у Франции подрядов на поставку субмарин Австралии. Ранее Польша, решившая вооружиться новейшими многоцелевыми истребителями, отдала предпочтение американским F-35, а не французским Rafale, что, по некоторым сведениям, вполне обоснованно возмутило Париж.
Представители EDA, отмечая рост оборонных расходов практически во всех странах Евросоюза, восстанавливающих свои военные возможности после их сокращений в годы кризиса десятилетней давности, считают, что учрежденный Брюсселем оборонный фонд поможет наладить взаимное сотрудничество.
По условиям распределения средств фонда (на начальном этапе около 5 миллиардов евро) он финансирует лишь военные исследования, разработки и проекты, совместно осуществляемые не менее чем тремя странами альянса. Но можно не сомневаться, что Вашингтон не оставит без внимания ни эти деньги, ни эти "недружественные" планы Евросоюза обойти вниманием американских производителей вооружений.
Соединенные Штаты уже добились того, что Брюссель отказался от первоначального намерения допускать к средствам оборонного фонда лишь страны альянса. Робкие разговоры об ограничении географии распределения госпоставок, в том числе и для военных нужд, государствами Евросоюза, также были успешно пресечены.
А далее, как говорится, дело техники и превосходства американского военно-промышленного комплекса. По данным Стокгольмского института исследований проблем мира (SIPRI), год пандемии, локдауны и карантины не помешали производителям США увеличить выпуск и экспорт оборонной продукции.
Доклад этого аналитического центра доказывает, что на долю американских компаний приходится сейчас 54% мировых продаж оружия и военных услуг, возросших в 2020 году до 531 миллиарда долларов. Корпорации США плотно и уже много лет удерживают пять первых позиций списка крупнейших продавцов вооружений.
"Неудобные" цифры и факты Стокгольмского института
Стоит отметить, что исследования шведского института, регулярно публикуемые уже несколько десятилетий, пользуются заслуженной популярностью у средств массовой информации, их много и охотно цитируют. Но не все исследования и не всегда.
В последние годы анализы расклада сил на рынках вооружений не привлекают такого уж пристального внимания ведущих американских и европейских изданий, которым сложно, вероятно, объяснить аудитории, почему Соединенные Штаты, то есть "главный гарант безопасности и стабильности" и "борец за мир во всем мире" продает вооружений больше, чем его все его "стратегические противники", а также "недемократические режимы" и "потенциальные агрессоры" вместе взятые.
"Военная промышленность США переживает волну слияний и поглощений. Чтобы расширить свой портфель продукции и таким образом получить конкурентное преимущество при заключении контрактов, многие крупные американские оружейные компании предпочитают объединяться или приобретать перспективные предприятия", – отмечают авторы исследования SIPRI. – "Эта тенденция особенно ярко проявляется в космическом секторе. Northrop Grumman и KBR – одни из нескольких компаний, которые в последние годы приобрели крупные фирмы, специализирующиеся на космических технологиях".
Так что до американских конкурентов европейским разработчикам и производителям, похоже, не дотянуться. На 26 европейских оружейных компаний, входящих в сотню мировых лидеров, как пишет SIPRI, в совокупности приходился 21% от общего объема продаж оружия, или 109 миллиардов долларов. Немного увеличить обороты в 2020 году смогли лишь семь британских и немецких компаний, французы продажи сократили.
Тем временем, тот самый "потенциальный противник", на случай гипотетического нападения которого вооружаются и модернизируются страны Евросоюза (обогащая при этом американцев), то есть "агрессивная Россия" уже несколько лет подряд сокращает свои оборонные расходы. А девять российских компаний-производителей вооружений и техники, входящих в мировую сотню лидеров, как отмечает стокгольмский институт, заметно снизили продажи.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.