Один не за всех: мигранты проверяют "солидарность" Евросоюза на прочность

Мигранты в белорусском транспортно-логистическом центре "Брузги", 19 ноября 2021
© AFP 2022 / LEONID SHCHEGLOV

Алексей Языков

Брюссель и Париж готовятся вернуться к выяснению того, что следует понимать под солидарностью стран альянса во время миграционных кризисов.

Собственные локальные проблемы с незаконными иммигрантами, надо думать, изменили отношение стран Балтии к распределению незваных "гостей" по государствам Евросоюза по квотам Брюсселя.

Шесть лет назад, во время иммиграционного кризиса, случившегося на южных границах альянса, прибалтийские столицы неохотно согласились забрать из лагерей для беженцев в Италии и Греции "нарезанное" им по квотам количество людей, но так и не выполнили свои обязательства.

С января 2022 года временным председателем Европейского совета становится Франция, которая уже заявила о своем намерении вернуться к болезненной, конфликтной теме незаконных иммигрантов. Для французов и их президента, который собирается баллотироваться на второй срок, излечение застарелой проблемы альянса - это дело престижа.

А потому Евросоюз готовится вернуться к обсуждению вариантов разрешения кризисов, подобных тому, что рассорил европейские столицы шестью годами ранее.

Детали планов Парижу пока не известны, но с большой долей вероятности предполагается, что он будет говорить о распределении по всем государствам альянса "избыточного" количества людей из лагерей для беженцев в тех странах союза, что подвергаются наплыву слишком большого для них количества иммигрантов.

Примерно полтора миллиона выходцев из неблагополучных стран Азии и Африки, добравшихся в 2015 году морем или сушей до государств Южной Европы, очень быстро доказали несостоятельность Дублинского регламента, на основании которого в Евросоюзе решались проблемы обращения с незаконными иммигрантами.

Мигранты и беженцы на острове Лесбос
Reuters / LOUISA GOULIAMAKI
Мигранты и беженцы на острове Лесбос

В соответствии с положениями этого договора, принять, обиходить и разобраться с людьми, стремящимися переселиться в благополучную Европу, должно то государство альянса, на землю которого первой ступил соискатель статуса беженца. Греция и Италия, на которые пришелся основной "удар" иммиграционной волны, с таким количеством "гостей" самостоятельно справиться не могли даже с финансовой и ресурсной помощью Евросоюза.

Тогда и было решено с подачи Брюсселя распределить иммигрантов по квотам по всем союзным странам, которые должны были их временно благоустроить, а затем и расселить тех, кто после проверки получал статус беженца и вид на жительство.

Но расселение иммигрантов было фактически сорвано в результате отказа ряда государств альянса следовать "нарезанным" им квотам. Разбирательства в Суде ЕС по искам Брюсселя против Польши, Венгрии и Чехии закончились их поражением, но к тому моменту срок действия двухгодичной программы квотированного распределения иммигрантов уже истек.

Страны Балтии, применив метод "тихого саботажа", также не выполнили в полной мере свои обязательства забрать из лагерей в Италии и Греции определенное количество людей, хотя оно было относительно невелико по сравнению с тем, сколько иммигрантов вывезла, скажем, Германия. Полностью квоты выполнили лишь Финляндия и Мальта.

Опыт с квотами был сочтен как бы неудачным еще и потому, что вызвал взрывной рост популярности националистических партий во многих странах альянса, включая, естественно, и прибалтийские республики.

В то же время Дублинский регламент признан не отвечающим современным требованиям, а все попытки предложить новый вариант договора об обращении с иммигрантами – а таких попыток было немало – провалились. Юг альянса, изнывающий под бременем затрат на лагеря беженцев, продолжает настаивать на квотах или иных формах обязательного распределения иммигрантов, призывая остальные регионы Евросоюза проявить, наконец, солидарность.

Солидарность это хорошо и правильно, но желательно, чтобы она обошлась недорого

До не давних пор страны Балтии выступали против любых форм обязательного распределения "гостей", хотя и заявляли о готовности проявить солидарность, но в каком-нибудь ином виде, включая и деньги, но, конечно, в умеренных размерах.

Случившийся неожиданно для них, а точнее говоря для Литвы, Латвии и Польши, на границах с Белоруссией собственный локальный кризис, надо думать, изменил отношение польской и прибалтийской столиц к идее вывоза и распределения по всем странам альянса добравшихся до Евросоюза незваных "гостей".

Количество прорвавшихся этой осенью через границы людей, в основном, иракских курдов, ни в какое сравнение не идет с теми толпами, что буквально ворвались в Италию и Грецию шестью годами ранее, но для небогатых и в целом склонных к ксенофобии стран Балтии они показались всадниками местного иммиграционного апокалипсиса.

Мигранты на польско-белорусской границе, 17 ноября 2021 года
© AFP 2022 / LEONID SHCHEGLOV
Мигранты на польско-белорусской границе, 17 ноября 2021 года

Так что просьбы забрать их и как можно скорее, несомненно, из Риги и Вильнюса звучат, хотя произносятся они шепотом. Так же как и призывы к солидарности, которую сами прибалты, несмотря на просьбы Греции, Италии, Испании и Мальты в свое время проявить не спешили. Но ведь Дублинский регламент пока никто не отменял, а нового договора пока нет.

В Европейском парламенте, где над вариантами нового иммиграционного соглашения не первый год трудится группа депутаты Комитета гражданских свобод, полагают, что иного, чем обязательное распределение иммигрантов по квотам, решения проблемы просто нет.

А если и есть, то оно неизбежно вызовет негодование государств юга альянса. "Обязывающая солидарность, выраженная посредством обязательного переселения – вот главный посыл", – цитирует брюссельское издание Еuobserver главу группы антикризисного регулирования, испанского депутата Хуана Лопеса Агилара.

По его словам, количество людей, расселяемых из лагерей для беженцев по государствам союза, будет определяться размерами валового внутреннего продукта принимающей страны, численностью ее населения и уровнем безработицы. Это предложение, как заявил Агилар, получило поддержку большинства политических групп Европарламента, которые именно такое проявление солидарности считают правильным.

Еще обсуждаемый в Европарламенте проект соглашения о разрешении миграционных кризисов представляет собой соглашение о совместных действиях стран Евросоюза в случае массовых прибытий мигрантов и лиц, ищущих убежища, в пограничные государства альянса.

И этот вариант решения проблемы выглядит более жестким, чем тот, что осенью прошлого года предложила Еврокомиссия, которая тоже считает необходимым применение "принудительного механизма солидарности", но предусматривает различные варианты проявления этой самой "принудительной солидарности".

То есть предполагается возможность иммигрантов в свою страну не вывозить, но, например, "откупиться" деньгами, о количестве которых за каждого не принятого человека еще предстоит договориться.

Забор или подкуп? ЕС предстоит найти "правильную" стратегию в отношении мигрантов >>>

"Мы знаем, что все государства альянса никогда не согласятся на принудительное расселение, это то, что мы уже знаем точно", – говорил журналистам вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас в сентябре прошлого года во время презентации проекта нового миграционного пакта. Надо думать, он прав, так как против квотирования иммигрантов и сейчас выступают, например, некоторые политики из стран Северной Европы.

Но в сентябре прошлого года, когда Схимас озвучивал свои пессимистические прогнозы, страны Балтии и Польша еще были уверены, что никакие иммиграционные кризисы уж им-то точно не грозят. Сегодня они так не думают, так что Еврокомиссия, вероятно, может вычеркнуть их из списка противников обязательного расселения иммигрантов.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме