Не тому доверилась: Европа просчиталась, сделав ставку на Байдена

Президент США Джо Байден
© AFP 2022 / WIN MCNAMEE

Семен Бойков

В Брюсселе надеялись, что Джо Байден, возглавив США, восстановит трансатлантический союз, существовавший до Трампа. Однако новая администрация поступает с ЕС так же, как и старая, просто использует другие методы. Ее главная цель – борьба с Китаем.

Приход в Белый дом демократа Джо Байдена возвратил дух экономического сотрудничества США с Евросоюзом. Его предшественник Дональд Трамп заморозил проект по созданию Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства (ТТИП), который так упорно продвигала администрация Барака Обамы (при нем Байден занимал должность вице-президента).

ТТИП подразумевал создание зоны свободной торговли между ЕС и США через снятие всех оставшихся тарифных и самое главное нетарифных барьеров.

Когда в Вашингтоне сменилась власть, в Брюсселе вздохнули с облегчением – мол, наконец-то в кресло президента США вернулся "наш" человек.

Едва стали известны первые итоги выборов, лидеры Еврокомиссии, Европарламента и Евросовета – Урсула фон дер Ляйен, Давид Сассоли и Шарль Мишель – поздравили Байдена с победой, заявив, что "ЕС готов участвовать в сильном трансатлантическом партнерстве". 

Действительно, Джо Байден совершил ряд серьезных шагов навстречу европейским партнерам. Прежде всего, он остановил эскалацию торговых войн, развязанных республиканцами против европейцев. Уже в марте США и ЕС договорились о приостановке всех введенных в рамках спора вокруг Boeing и Airbus таможенных пошлин (стоит отметить, что этот конфликт разразился еще в 2004 году, то есть задолго до Трампа).  

В июне стороны условились взять паузу на пять лет, чтобы совместно определить, до какой степени обе стороны готовы мириться с господдержкой производителей авиалайнеров, чтобы не навредить конкуренции ни между собой, ни против Китая, который рассматривается как главный торговый противник Запада. 

В мае Евросоюз пошел на частичное перемирие с США в споре относительно тарифов на металлы, введенных Трампом в 2018–2020 годах. Брюссель согласился не повышать в течение полугода пошлины на ряд американских товаров в обмен на уступки со стороны США. В 2018 году администрация Дональда Трампа ввела противоречащие правилам Всемирной торговой организации (ВТО) 25%-е тарифы на импорт стали и 10%-е – на импорт алюминия из Евросоюза.

Американцы в целом сдержали свое обещание. В конце октября на саммите G20 в Глазго президент США Джо Байден и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявили о решении снять таможенные тарифы на металлы и приостановить взаимные разбирательства в ВТО. 

Конечно, отдельного внимания заслуживает Совет по торговле и технологиям (СТТ), о создании которого ЕС и США договорились в июне. В сентябре в американском городе Питтсбург состоялась первая встреча СТТ. В итоговом заявлении говорится, что власти США и ЕС будут "стремиться укреплять конкурентоспособность и лидерство в сфере технологий за счет развития совместных стратегий для ослабления последствий нерыночных практик внутри стран и за рубежом". 

Встреча Совета по торговле и технологиям до боли напоминает заседания представителей ЕС и США, на которых чиновники обсуждали проект ТТИП.

Известно, что эксперты сконцентрированы на десяти сферах, среди которых: технологические стандарты, вопросы климата, безопасные для экологии технологии, управление данными и технологическими платформами, неправомерное использование технологий. Следующее заседание СТТ запланировано на весну.

Итак, на первый взгляд кажется, что Белый дом идет по пути восстановления прежних трансатлантических связей, которые были изрядно потрепаны Дональдом Трампом. Однако, если приглядеться, поведение новой администрации не сильно отличается от того, что было раньше.

С одной стороны, США согласились упразднить пошлины на сталь и алюминий из Европы, но с другой стороны, американцы установили квоты на импорт. 

Суть в том, что ЕС сможет беспошлинно торговать металлами, если их импорт не будет превышать 4,4 млн тонн. Объем экспорта, превышающий квоту, будет облагаться 25%-м налогом, введенным в эпоху Трампа. Конечно, это заметное облегчение для европейской сталелитейной промышленности. Однако в ЕС рассчитывали, что Байден полностью избавит европейцев от тарифных барьеров.

Европейское алюминиевое лобби уже выразило свое недовольство. Генеральный директор European Aluminium Герд Гетц заявил, что подобный исход также "наказывает сектора, производящие и использующие алюминий по обе стороны Атлантики". 

Американцы играют в свою игру. США пошли на более плотное сотрудничество с ЕС, чтобы заручиться поддержкой Брюсселя для борьбы со своим главным конкурентом – Китаем. При этом, чтобы сдерживать Пекин, Вашингтон, когда надо, будет готов пренебречь сотрудничеством и с европейскими союзниками.

Очевидно, что Штаты по-прежнему не готовы полностью открывать для ЕС свои рынки. Так, в январе, через пять дней после инаугурации, Байден подписал указ "Покупай американское", фактически запрещающий иностранным компаниям участвовать в госзакупках. А в сентябре США за спиной ЕС сформировали новый военно-политический союз с Великобританией и Австралией – AUKUS.

В результате Канберра в одностороннем порядке разорвала контракт на поставку из Франции подводных лодок на сумму более чем 50 млрд. евро, что в Париже охарактеризовали как "удар в спину". 

>>>Британский политолог: соглашение AUKUS – новый удар по единству НАТО

Очевидно, что с приходом Байдена отношения ЕС и США качественно не изменились. Вашингтон лишь изменил подход к европейским союзникам, смягчив риторику и сделав несколько небольших уступок. Американцы не заинтересованы в сотрудничестве с Брюсселем на равных. США используют ЕС как союзника для сдерживания Китая.

Если отдельные страны Евросоюза продолжат действовать в фарватере общей европейской политики, это может серьезно навредить их экономическому благосостоянию и политическим отношениям с другими государствами. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме