США будут вмешиваться в дела ЕС, но "Балтийский гамбит" им уже не интересен

Президент США Джо Байден
© AFP 2022 / WIN MCNAMEE

Илья Круглей

Эпоха глобализма во внешней политике Вашингтона возвращается. Впрочем, с некоторыми оговорками и пока лишь по отношению к союзнику в виде ЕС. Старому Свету это ничего хорошего не сулит. Поэтому есть шанс, что Германия изменит отношение к Штатам после выборов.

С приходом к власти в США демократа Джо Байдена методы внешней политики Соединенных Штатов стали пусть и медленно, но все же меняться. Примечательно, что это происходит не только в отношении некоторых геополитических соперников Вашингтона, но и касательно союзников Белого дома. В первую очередь речь идет о Евросоюзе.

Если во время президентства Дональда Трампа Америку в первую очередь волновали ее интересы, а уже потом то, чем занимаются ее партнеры, теперь Вашингтон возвращается к старой практике прямого вмешательства во внутренние дела союзных стран.

Летом этого года правительство Соединенных Штатов выразило неудовлетворенность тем, что переговорный процесс по евроинтеграции между Северной Македонией и Албанией с одной стороны и Европейским союзом с другой так и не был запущен.

В июле 2021 года заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии Мэтью Палмер подчеркнул, что это напрямую влияет на инвестиции (как со стороны США, так и со стороны ЕС) в регион, а также способствует росту скептицизма среди представителей стран Западных Балкан.

По сути, Госдеп указывает Брюсселю, что и как делать, причем когда речь идет даже не о внешней политике Евросоюза, а о его сугубо внутренних делах. Что принесет странам ЕС такая новая "навязчивая дружба" США? Более того, получат ли выгоду от таких процессов балтийские государства, которые традиционно считались наиболее лояльными к Белому дому в Европе?

Чего требует Госдеп, и зачем это все Европе?

В беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов объяснил, что администрация президента Байдена заинтересована в насаждении своих представлений о том, как должен быть устроен мир:

"В балканском кейсе глава Белого дома и его команда продолжат линию по фиксации результатов вторжения в Югославию и распада страны на этнорелигиозные анклавы. Отсюда и повышенный интерес Госдепа к евроинтеграции Северной Македонии и Албании".

"Что касается стран Балтии, то я полагаю, что им что-то прилетит из "американского пирога", по меньшей мере к их воплям будут больше прислушиваться в контексте "борьбы с имперскими амбициями России". Однако в руководстве США уже не будут так активно использовать правительства Литвы, Эстонии и Латвии для давления на Евросоюз, как это было раньше. Прибалтийский гамбит давно разыгран, янки устраивает там нынешний статус-кво, чего не скажешь о Балканах", – пояснил эксперт.

По его мнению, отношение к Балканам у политических элит в Европе и Соединенных Штатах исторически сложилось разное. Это, кстати, лишний раз было подчеркнуто по итогам распада Югославии. Если ЕС осторожно относился к включению всех стран бывшей Югославии в свой состав, за исключением разве что Словении, то американцы настаивают на селективном подходе – их союзников надо принять в ЕС, то есть всех, кто выступал против сербов.

"Это будет дипломатическая фиксация победы США в последней войне на Балканах. А без нее американцы будут переживать комплекс незавершенного действия", – считает эксперт.

В самой Европе единого мнения по этому поводу нет. К примеру, министр иностранных дел Швеции и действующий председатель ОБСЕ Анн Линде в ходе своего визита в Северную Македонию выражала недовольство тем, что переговоры о вступлении восточноевропейских государств в ЕС все еще не ведутся.

В то же время в правительстве Франции, Германии, Нидерландов и Италии (державах с мощнейшей экономикой в ЕС) вообще молчат об этом процессе, делая вид, что задачи по расширению Евросоюза как бы и нет вовсе. Понять их можно – у этого объединения накопилось слишком много проблем: экономический кризис, пандемия, не угасающий наплыв мигрантов, внутриполитические дрязги, проработка экономически убыточной "зеленой сделки". Разумеется, "ядру" сейчас не до какой-то там Северной Македонии, ведь ее вступление в ЕС будет сопряжено с дополнительными финансовыми расходами.

При этом на саммите "Австрия – Западные Балканы", который прошел в июле 2021 года, представители стран Западных Балкан открыто признали, что разочарованы евроинтеграцией, которая существует лишь на словах, но никаких практических шагов не делается.

Президент Сербии Александар Вучич так и вовсе заявил, что Европейский союз устал от расширения, а страны Балканского региона устали от разговоров о вступлении в ЕС. По его мнению, об этой теме вообще нет смысла говорить в ближайшие пять лет.

Вашингтону надо больше!

Следует отметить, что Северная Македония и Албания – не единственные на сегодня кандидаты на вступление в ЕС, которым в разное время обещал такую интеграцию Брюссель. В "очереди" до сих пор стоят Сербия, Черногория и даже Турция. Впрочем, руководство последней еще после 2016 года прямо заявило, что ждать от Брюсселя согласия десятки лет Анкара не собирается, поэтому пойдет своим путем развития. 

Однако вопросы расширения Евросоюза – не единственный тип вмешательства руководства США во внутренние дела Старого Света. 8 июля была вновь поднята тема "Инициативы трех морей" – проекта, который был создан еще в 2015 году для политического и экономического взаимодействия 12 стран Восточной и Центральной Европы.

Среди целей этого объединения, как обычно, значатся развитие "демократических ценностей" и цифровизация торговли. Однако действительно важным пунктом "Инициативы" можно считать лишь один – это создание сети трубопроводов для прокачки природного газа, а также соединение их с СПГ-терминалами (уже существующими и теми, которые только в проекте).

Цель – за счет инфраструктуры по приему СПГ (очевидно, американского) на Адриатическом, Черном и Балтийском морях сделать Восточную и Центральную Европу независимой от российского газа. 

При Дональде Трампе об этом проекте практически забыли. Однако когда в США пришли к власти демократы с Джо Байденом во главе, Вашингтон вдруг снова активно заговорил о "Триморье". Более того, 8 июля он даже принял участие в онлайн-саммите (в онлайн-режиме).

Сам проект, разумеется, крайне сомнителен с экономической точки зрения для стран Восточной и Центральной Европы. Покупать американский сжиженный природный газ (СПГ), который будет дороже, чем поставки из России, и строить новые трубопроводы (когда в Европе уже есть работоспособная трубопроводная сеть), тратить деньги на содержание этих коммуникаций – все это выгодно лишь тем, кто будет продавать сжиженный газ, а не его потребителям. Именно поэтому проект вот уже шесть лет существует лишь на бумаге. Однако руководство США, видимо, это не волнует, оно намерено проталкивать его в регион вопреки экономическим интересам Европы.

США интересует Евросоюз, но не Прибалтика

По словам вице-президента Российской ассоциации политических консультантов (РАПК) Андрея Максимова, Байден – в чистом виде глобалист, а значит, его администрация будет продвигать те же принципы внешней политики, что были и при 44-м президенте США Бараке Обаме.

"У нынешнего главы Белого дома тоже есть лозунг типа Трамповского "America the first!", только демократы его понимают иначе. При республиканцах у власти правительство США заботило благополучие своей страны, а отношения с Европой рассматривались как инструмент для достижения такой цели. Теперь же ЕС для руководства Соединенных Штатов – это не экономический центр, с которым нужно договариваться, спорить, принуждать, а просто территория, которая является практически частью США, а значит, ее внутренняя политика – это внутренняя политика Вашингтона", – уверен эксперт.

Именно поэтому, по мнению Андрея Максимова, правительство Соединенных Штатов, кроме указаний, кого надо принимать в ЕС, а кого не надо, или рекомендаций по созданию новой газотранспортной системы, будет заботить, кто станет руководить Германией в ближайшее время.

"[Канцлер ФРГ] Ангела Меркель, хоть и со многими оговорками, достаточно долго сохраняла свою политическую устойчивость и независимость. Ее финальным аккордом перед предстоящим уходом с поста можно смело считать защиту "Северного потока–2". Однако, когда она уйдет, новый руководитель Германии может либо еще больше укрепить подчинение ФРГ демократам из Вашингтона, либо наоборот, сопротивляться им сильнее, чем Меркель", – считает вице-президент РАПК.

Очевидно, что при любом из этих сценариев страны Балтии вряд ли смогут извлечь хоть какую-то выгоду. Их правительства настолько лояльны к Вашингтону, что любое отклонение от такого внешнеполитического курса будет равнозначно концу их карьеры.

Госдепу не нужно предлагать Эстонии, Латвии или Литве что-то взамен на их услуги (размещение новых войск НАТО и их содержание, покупка дорогого СПГ, разрыв торговых отношений с РФ). Достаточно просто напомнить правительствам балтийских стран, что отказ выполнять приказ приведет к публикации в ведущих СМИ Запада компроматов на лидеров (и их команду) этих стран.

Из-за этого Прибалтика будет делать все бесплатно, а наднациональные структуры ЕС ее спасать не станут. Они будут либо заняты сопротивлением американскому вмешательству в дела Евросоюза (если в Германии к власти придут силы, не желающие безоговорочно подчиняться Вашингтону), либо выполнением приказов Белого дома (среди которых помощь Балтии вряд ли будет стоять на первом месте).

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме