Министр обороны Эстонии Калле Лаанет, поучаствовавший в неформальной встрече с коллегами из государств Евросоюза в Словении, не стал по возвращении домой распространяться о спорах вокруг идеи создания европейских сил быстрого реагирования.
Судя по комментариям главы эстонского военного ведомства, разговор шел лишь о "гибридной атаке" "режима Лукашенко" против Польши и стран Балтии, но на самом деле министры говорили в основном о формировании общеевропейского корпуса специального назначения.
Иммиграционный кризис на границах с Белоруссией кажется светопреставлением странам Балтии, но он вовсе не считается такой уж масштабной бедой в Западной Европе и потому не стал главной темой неформальной встречи военных министров 2 сентября в Словении.
На Евросоюз лучше не рассчитывать: что Прибалтике делать с мигрантами >>>
"Тяжеловесы" собрались поговорить о создании пятитысячного корпуса быстрого реагирования Евросоюза, который планируется сформировать при участии не всех союзников, а лишь согласившихся с этой инициативой государств.
Детальный план предстоит подготовить к марту следующего года давно ратующей за европейскую армию Франции, в январе принимающей бразды правления в Совете ЕС.
Хорошо оснащенное и экипированное интернациональное подразделение предполагается использовать для выполнения зарубежных миссий, подобных защите аэропорта Кабула, с которой плохо, как считают в Евросоюзе, справились американцы при защите аэропорта Кабула.
Министр Калле Лаанет не стал комментировать главную тему встречи в Словении и лишь дал понять, вернувшись домой, что Эстония по-прежнему делает ставку только на военную силу Соединенных Штатов и НАТО, не считая для себя приемлемым участие в пока еще лишь гипотетических вооруженных силах Евросоюза.
Тем более, что Вашингтон успел высказать недовольство намерением европейских союзников и, прежде всего, Франции, вернуться к теме "стратегической автономии" в сфере обороны.
Стратегическая автономия Евросоюза с точки зрения пулемета "Максим" >>>
Возможно, дело еще и в том, что Эстония и ряд других малых, небогатых стран альянса просто не могут себе позволить в дополнение к расходам на членство в НАТО еще и траты на новые профессиональные воинские подразделения для экспедиционного корпуса Евросоюза.
Из публикаций европейских изданий, освещавших встречу в Словении, следует, что альянс вновь раскололся на две части. Восточноевропейские страны, за исключением Словении и Чехии, отказываются участвовать в военной программе, что, впрочем, не останавливает ее участников.
В начале этого года инициативная группа сторонников проекта создания сил быстрого реагирования во главе с Германией и Францией выступила с совместным заявлением по этому поводу, но подписей Польши, стран Балтии и других верных союзников США под тем документом не было.
Интернациональный корпус под командой Брюсселя
Афганская катастрофа, разочарование в действиях США и НАТО, как и предполагалось, дали толчок к возобновлению разговоров о собственных вооруженных силах альянса. "Когда, если не сейчас?" – заявил перед встречей министров обороны глава внешнеполитического ведомства Евросоюза Жозеп Боррель. – "Иногда случаются события, которые становятся катализатором истории, создают условия для прорыва. И я думаю, что Афганистан – одно из таких событий".
Предыдущая попытка Брюсселя сформировать нечто подобное силам быстрого реагирования, региональные полуторатысячные батальонные группы, решение о формировании которых было принято еще в 2007 году, ныне считается тупиковым решением.
Корпус быстрого реагирования планируется сформировать и разместить в неизвестном пока месте дислокации и подготовки как единое подразделение под централизованным командованием.
Надо думать, подчиняться корпус будет напрямую Брюсселю, хотя, как подчеркивается, согласие на его отправку для выполнения конкретных военных миссий должно быть дано единогласно всеми столицами стран Евросоюза.
Веское слово при решении судьбы военного проекта, энергично поддерживаемого президентом Франции Эммануэлем Макроном, как полагают, скажет Германия. Берлин вроде бы "за", но министр обороны Аннегрет Крамп-Карренбауэр, отчасти противореча позиции собственного правительства, высказала то опасение, что излишняя ретивость Евросоюза в сфере обороны может ослабить трансатлантическое партнерство.
"Если бы результатом событий в Афганистане стал раскол между ЕС и НАТО или между Европой и США, или отказ от международного сотрудничества, то Запад действительно проиграл бы", – отметила министр.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.