Переоценили возможности: Европа не справляется с новой волной коронавируса

Медицинские работники во временном госпитале COVID-19
© Sputnik / Павел Бедняков

Александр Гаджиев

Ряд европейских лидеров ошибочно подумали, что победили пандемию. После снятия ограничительных мер произошел всплеск случаев заражения и госпитализации.

В Европе число случаев заражения коронавируса снова стремительно растет, что во многом связано с более высокой заразностью нового дельта-штамма вируса.

Несмотря на снижение смертности из-за вакцинации населения по сравнению с тем же периодом прошлого года, количество госпитализаций все же остается достаточно высоким, что серьезно беспокоит европейских лидеров.

Это означает, что лидеры ЕС меняют свой взгляд на пандемию, больше ориентируясь на показатели госпитализации, а не на количество случаев заболевания, чтобы оценить его распространение.

Министр здравоохранения Германии Йенс Спан назвал недавний еженедельный показатель страны в 50 новых случаев заражения на 100 000 человек критическим. Италия также заявила в этом месяце, что она обеспокоена ростом случаев госпитализации пациентов с коронавирусом.

По сути, Европа вступила в новую фазу пандемии, которая сама по себе уже не так опасна, как раньше. Тем не менее все еще неизвестно, насколько эффективны вакцины, а также их последствия и побочные эффекты, насколько опасны новые штаммы коронавируса, как с ними бороться и тому подобное.

Профессор Альтштейн – о летальности штамма "Дельта" и вакцинации >>>

Если политическая элита хочет сохранить введенные ограничительные меры для борьбы с вирусом, то большинство простых европейцев желают вернуться к нормальной жизни, о чем сегодня свидетельствуют народные протесты против ограничений в ряде стран Евросоюза.

Кристофер Дай, эпидемиолог из Оксфордского университета, считает: "Европа находится в довольно шатком положении. Уровень вакцинации еще недостаточно высок, многие люди все еще болеют и умирают".

На фоне резкого роста числа заражений дельта-штаммом многие страны изо всех сил пытаются найти правильный баланс между ограничениями и свободой. Франция и Италия, например, стали придерживаться более осторожного подхода, требуя обязательной вакцинации только для работников определенных профессий.

Великобритания пошла в противоположном направлении и 19 июля сняла все ограничения, как будто пандемия уже закончилась. Между тем эксперты в области здравоохранения продолжают подчеркивать большую опасность вируса и, в частности, дельта-штамма для европейцев.

Как недавно заявил европейский региональный директор ВОЗ Ханс Клюге: "Мы [Европа] еще далеки от того, чтобы выйти из тупика".

Рано праздновать победу

Нидерланды и Великобритания – одни из тех стран, которые вдруг решили, что победили пандемию. Голландское правительство слишком рано сняло ограничения, из-за чего в стране произошел всплеск заболеваемости.

Тем временем в Великобритании сегодня заболеваемость выше, чем осенью 2020 года: более 47 000 новых случаев заболевания на момент 20 июля – на следующий день после того, как правительство сняло почти все ограничения. Число госпитализаций, в свою очередь, возросло примерно с 900 до почти 6000, что создало огромную нагрузку на систему здравоохранения.

Проблема также в том, что новый штамм-коронавируса, которым сегодня заражаются европейцы, может иметь долгоиграющие побочные эффекты.

Лоуренс Янг, вирусолог и профессор молекулярной онкологии в Университете Уорика, сказал: "Это серьезная болезнь, мы не до конца понимаем ее. Это оказывает огромное влияние на качество жизни отдельных людей и на систему здравоохранения.

Вакцин все еще недостаточно

Лучшее средство от пандемии – это вакцинация. Проблема в том, что вакцины в Европе получает недостаточно людей. Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что ЕС достиг своей цели вакцинировать 70% взрослого населения.

Однако здесь она немного лукавит, поскольку на деле 70% – это только те, кто получил минимум 1 дозу. Причем вакцинация населения в Европе проходит крайне неравномерно.

В частности, серьезно отстают страны Восточной Европы, включая Болгарию, Румынию и Хорватию. Только 16% населения Болгарии были полностью вакцинированы, а еще 18% взрослого населения получили одну дозу. Анхель Кунчев, национальный эпидемиолог Болгарии, сказал, что дельта-штамм будет "доминировать в эпидемиологической ситуации" в ближайшие недели в стране.

В Хорватии менее половины взрослого населения сделали хотя бы одну прививку, а в области здравоохранения вакцинированы только 60% работников. Очевидно, что именно врачи должны своим примером показывать, что необходимо делать прививку, но если этого не делать, то как заставить простых жителей доверять вакцинам?

Новый всплеск заболеваемости в этих странах может быть катастрофическим, особенно учитывая, что во многих из этих регионов уже наблюдались одни из самых высоких показателей смертности в ЕС в начале пандемии.

Недоверие к вакцинам растет

Быстрая разработка новых вакцин от коронавируса в сочетании со скандалами вокруг вакцины AstraZeneca и ее смертельных побочных эффектов привели к тому, что у людей появилось "больше вопросов" к прививкам. Многие из них наотрез отказываются от вакцинации.

В Румынии, где менее трети взрослых начали курс вакцинации, был разработан специальный чат-бот, доступный для смартфонов, чтобы дать людям больше информации о вакцинах в попытке убедить их поставить прививку. Впрочем, это имеет слабый эффект.  

Европейским политикам определенно следует придумать какое-то более эффективное средство, чтобы повысить доверие простых граждан к вакцинам.

Между тем дельта-штамм, который на 40–60% заразнее обычного, требует гораздо больше процента вакцинированного населения, чем достигнуто в Европе сейчас.

Его быстрое распространение побудило экспертов повысить порог общественного иммунитета, который считался на уровне около 70%. Французские ученые из Института Пастера теперь оценивают эту цифру в 95%. Новая волна пандемии уже началась, а до этой цифры европейцам еще далеко. Крайне маловероятно, что ЕС вообще сможет привить такое количество людей.

Ученые обеспокоены тем, что это обеспечит "идеальную среду для новых мутаций вируса, которые могут быть более устойчивыми к вакцине", – сказал Лоуренс Янг, вирусолог из Университета Уорика.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме