Евросоюз надеется наладить торговые отношения с США, подпорченные политикой президента Дональда Трампа с его лозунгом "Америка прежде всего!". Брюссель ищет в новом американском лидере подтверждения своим надеждам на отмену взаимных торговых санкции, введенных за последние годы. Но практически единственное, что услышал пока на эту тему, – лозунг президента Джо Байдена "Покупай американское!".
Администрация Джо Байдена намерена оказывать давление на федеральные учреждения и ведомства США, а также, вероятно, опосредованно и на крупный частный бизнес с тем, чтобы те при проведении конкурсов поставок отдавали предпочтение отечественным, американским товарам и услугам. Продвижение и развитие кампании "Покупай американское", принципы и цели которой были опубликованы Белым домом в конце января, естественно, встревожили Брюссель.
"[...] Предпочитать при покупке или приобретении товаров, продуктов или материалов произведенное в Соединенных Штатах, в том числе чугун, сталь и промышленные товары [...]", – говорится, в частности, в материалах Вашингтона.
На недавней пресс-конференции вице-президент Еврокомиссии, ответственный за внешнюю торговлю альянса Валдис Домбровскис не в первый раз вынужден был отвечать на неприятные вопросы о перспективах нормализации торговых отношений с США.
В качестве торгового комиссара ЕС он непосредственно отвечает за состояние переговоров с американской стороной, которую Брюссель со сменой президента в США надеется склонить к нормализации торговли и отмене всех ранее введенных взаимных торговых санкций. Включая и повышенные тарифы на европейские сталь и алюминий, и санкции за субсидирование корпорации Airbus, которые в Европе считают несправедливыми.
По словам Домбровскиса, после телефонного разговора с новым министром торговли США Джанет Йеллен у него создалось впечатление, что Вашингтон готов пойти навстречу многим пожеланиям европейских партнеров.
От смены президентов и политик итог не меняется
Однако проблемы, которые может создать для европейских компаний программа "Покупай американское", созданы не экс-президентом Трампом, а уже новой администрацией Белого дома.
Комиссар Добмровскис не решился на пресс-конференции произнести слова, которые могли быть истолкованы как обвинение президента Байдена в намерении нарушить обязательства его страны перед торговыми партнерами и перед Всемирной торговой организацией. Правила членства в которой запрещают практику ущемления конкуренции при распределении подрядов, что, собственно, и сделало возможным для самих США равноправное участие в тендерах и конкурсах в странах Евросоюза и других государствах мира.
Разочарование и даже шок, вызванный у европейцев призывом Байдена к американским компаниям, немедленно породил разговоры о продолжении Вашингтоном прежней, трамповской, политики протекционизма.
Глава общеевропейского внешнеторгового "ведомства" от таких обвинений воздержался, что дает повод поговорить о личных и деловых качествах латвийского комиссара. Но проявленная им при оценке программы Байдена "осмотрительность" свойственна сейчас всем властям Евросоюза в целом.
Правда, европейские политики-тяжеловесы, в отличие от Домбровскиса, не предлагают Вашингтону крепить дружбу посредством совместного противодействия торгово-экономическим успехам Китая, предпочитая высказываться нейтрально. Но полные надежд взоры кидает на нового президента США практически весь истеблишмент Евросоюза.
Побеседовавшие недавно в режиме онлайн с европейскими коллегами и партнерами новые глава Пентагона Ллойд Остин и госсекретарь США Энтони Блинкен были буквально "облизаны" положительными отзывами и оценками этих встреч за высказывания и заверения в духе времен "до Трампа".
Хотя, если хорошенько подумать, нет особой разницы, применительно к торговле и экономике, между трамповским лозунгом "Америка прежде всего!" и байденовским "Покупай американское!".
Что лишний раз доказывает – Трамп действовал так, а не иначе, не потому, что, по мнению ущемленного и по-детски обидчивого Евросоюза, человек он сам по себе до крайности неприятный, а потому, что вынужден был следовать требованиям реальной ситуации и пытаться смягчить последствия глобальных перемен, отдалить начало новой мировой эпохи и, возможно, предотвратить "горячую" войну за лидерство.
В этой эпохе, о начале которой говорят все больше, Америка уже не будет единственным экономическим и геополитическим лидером. И, как сказал в начале февраля во время видеоконференции, организованной фондом Роберта Шумана, верховный представитель ЕС Жозеп Боррель, отмечая роль пандемии в ускорении смены эпох, "COVID-кризис отметил начало "азиатского века", а мир после пандемии будет "более цифровым, более азиатическим и более неравным", а потому и менее стабильным.
Еще ранее тот же Боррель говорил депутатам Европарламента о сложном положении Евросоюза, столкнувшимся с "возрождением империй", под которыми он имел в виду Турцию, Китай, Россию а, возможно, и Соединенные Штаты.
Евросоюз не ожидает радикальных перемен к лучшему
Похоже, никаких радикальных перемен в политике Вашингтона относительно трансатлантической торговли Евросоюзу ожидать не приходится. Впрочем, он, по большому счету, их и не добивается, ожидая лишь согласия в части отмены обременительных торговых санкций.
Доверие европейцев к главному партнеру подорвано, как свидетельствуют, например, опросы общественного мнения, проведенные независимой исследовательской группой "Европейский совет по иностранным делам". Причем не столько из-за "нехорошего" Трампа, сколько по той причине, что "просто время такое наступило".
Подавляющее большинство европейцев не верит в особую роль США, предпочитает придерживаться нейтралитета в конфликте между Америкой и Китаем и мечтает о стратегической автономии Евросоюза.
Тот же комиссар ЕС по делам торговли и экономики Валдис Домбровскис в ноябре прошлого года говорил в интервью брюссельскому новостному порталу Euractiv, что победа Джо Байдена на президентских выборах, конечно, даст "свежий старт" отношениям между ЕС и США, но лишь до определенных пределов.
"Будет невозможно снова попытаться заключить глубокое и всеобъемлющее торговое соглашение, такое как TTIP (договор, вызвавший конфликт в Евросоюзе и отвергнутый из-за его предполагаемых противоречивых последствий для обеих сторон – прим. автора)", – сказал тогда, в частности, Домбровскис.
"Мы ищем области оценки соответствия для облегчения торговли товарами на основании мини-соглашений. Мы определенно готовы изучить дальнейшую либерализацию торговли товарами, кроме сельскохозяйственных, если на то будет желание США", – говорил Домбровскис, уклоняясь от темы перспектив отмены взаимных санкций. И отмечая, что Евросоюз удовольствует отдельными, "малыми" договорами, так как не считает возможным какие-либо радикальные перемены к лучшему в торговых делах с трансатлантическим партнером.
А по итогам минувшего года, как сообщалось, торговым партнером ЕС номер один стал Китай. Взаимные торговые санкции Евросоюза и США и вызванный пандемией кризис позволили китайским компаниям превзойти по оборотам американских конкурентов на европейских рынках.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.