Двойные стандарты: Евросоюз тверд с Минском, но "гибок" с Анкарой

Турецкий поселенец-киприот с флагом Турецкой республики Северного Кипра на фоне гигантского турецкого флага
AFP 2020 / TARIK TINAZAY

Алексей Языков

Евросоюз смог ввести санкции против Минска, но не решился обострять отношения с Анкарой. И второе намного более важно для альянса, чем первое.

Страны Балтии вздохнули с облегчением – Евросоюз не бросил их в одиночку вести санкционную войну с Минском. Брюссель все же ввел общеевропейские меры наказания белорусских чиновников, прикрыв прибалтов от возможных ответных ударов команды президента Лукашенко.

Принятое после долгих споров решение виртуального саммита Евросоюза ввести санкции против Минска помогло избежать двусмысленной ситуации странам Балтии. Ранее они самостоятельно "наказали" белорусских чиновников и политиков, включая самого президента Александра Лукашенко, но их санкции выглядели бы бессмысленными, не прими Евросоюз аналогичных общеевропейских мер.

Прибалты остались бы один на один с Белоруссией при испорченных отношениях, под угрозой ответных мер, при невозможности участвовать в гипотетических переговорах Евросоюза и Минска и при неспособности помешать наказанным ими минским чиновникам выезжать в Европу.

Расскажите киприотам о единстве Евросоюза

Но как раз в этом случае более важно для общего спокойствие и будущего Евросоюза не то, что страны альянса смогли добиться, а как раз то, что они сделать не сумели. А не сумели они проявить решительность и уверенность в своих силах в конфликте с Турцией.

Как и следовало ожидать, "мятежный" Кипр не устоял под давлением Евросоюза и наконец присоединился к большинству. До сих пор остров блокировал запланированное Брюсселем наказание Минска, требуя ввести санкции и против агрессивной Турции, но так и не добился своего. Саммит ограничился выражением солидарности с киприотами и греками и вновь пригрозил туркам карами, если те к декабрю не изменят своего поведения.

Остались неуслышанными требования Кипра и Греции проявить союзническую солидарность и наказать хотя бы пару турецких фирм и несколько чиновников в Анкаре. За то, что не отказались от планов бурения морского шельфа у берегов Кипра, а также за турецкие корабли в водах, которые греки считают своими, и за многое другое, что оставить без ответа было бы опасно для имиджа и единства Евросоюза.

Надо полагать, агрессивно себя ведущая Анкара представляет для европейцев намного большую угрозу, чем погруженный в собственные проблемы и никоим образом не угрожающий безопасности континента Минск.

Возможно, те же страны Балтии больше потеряли из-за отсутствия европейских санкций против Турции, чем от их наличия в истории с Белоруссией.

Евросоюз не отрицает двойные стандарты

Неспособность решительно защитить интересы полноправного члена союза, острова Кипр, от откровенных посягательств на его права и безопасность со стороны Турции наносит куда больший вред единству альянса, чем укрепляет его единогласное решение наказать Минск. И этот факт, естественно, еще отразится на отношениях между союзниками и их доверии друг к другу.

Он стал ярким проявлением двойных стандартов, практикуемых Евросоюзом во внешней политике значительно более активно и открыто, чем это делал предыдущий состав институтов власти альянса.

Впрочем, европейские политические лидеры даже не отрицают склонность к "гибким подходам". Как сказал президент Франции Эммануэль Макрон, по соседству с ЕС есть страны, с которыми альянс по разным причинам должен быть более жестким. Но есть и другие государства, в отношениях с которыми ЕС должен проявлять большую гибкость.

Федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон на церемонии фотографирования глав делегаций участников Международной конференции по Ливии в Берлине
© Sputnik / Сергей Гунеев
Президент Франции Эммануэль Макрон и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель на Международной конференции по Ливии 19 января 2020 года

Некоторым оправданием "гибкости" Евросоюза относительно Турции может служить то, что Никосии, Афинам и Анкаре удалось договориться о возобновлении переговоров и достичь снижения напряженности близ берегов Кипра. Турция отвела боевые корабли от греческих островов, из вод спорной, по мнению турок, принадлежности, но ее корабли и суда по-прежнему находятся в зоне исключительных экономических интересов Кипра.

Похоже, турки не намерены отказываться от заявленных ими прав на месторождение природного газа на шельфе у северных берегов Кипра, где находится никем, кроме самой Турции, не признаваемая Турецкая Республика северного Кипра.

Военные учения армии Турции на территории Турецкой Республики Северного Кипра
AFP 2020 / HANDOUT
Военные учения армии Турции на территории Турецкой Республики Северного Кипра

Евросоюз решил "подумать об этом потом"

Переговоры между лидерами стран Евросоюза на саммите 1 октября, как рассказывают, были довольно жесткими, споры из-за некоторых формулировок соглашения продолжались около восьми часов. Например, Германия категорически отказалась поддержать предложенный Грецией вариант текста, в котором говорилось об автоматическом введении санкций против Турции, если та возобновит свои агрессивные действия.

Принятие решения перенесено на декабрь, когда "поведению" турок и их склонности к мирному решению территориальных споров с Грецией и Кипром можно будет вынести как бы окончательную оценку. В качестве "морковки" за правильные шаги Анкаре обещаны более плотные связи и торговые преференции.

Сможет ли Евросоюз действительно договориться о жестких мерах против Турции в упомянутом декабре, если та не последует увещеваниям и откажется от "морковки", сейчас сказать сложно, но многие сомневаются.

Наказание Турции поставит под угрозу НАТО

Количество высказанных и не высказанных претензий Евросоюза к Турции давно пересекло "красную черту". К турецким грехам в Ливии, в Сирии, в водах Кипра и Греции добавился еще и Кавказ.

Виртуальный саммит Евросоюза, конечно, не мог обойти молчанием вооруженный конфликт в Нагорном Карабахе, но воздержался от обвинений в адрес Турции и даже от рекомендаций не вмешиваться в столкновение между армянами и азербайджанцами. Хотя ранее Анкара выступила против призыва России, США и Франции к перемирию в Карабахе, то есть фактически поддержала развитие военного конфликта.

Более того, Турция "поставляет" в помощь Азербайджану сирийских туркоманов-боевиков, что должно было бы вызвать какую-то реакцию саммита Евросоюза. Но не вызвало.

Хотя закрывать глаза на действия Анкары, способствующей эскалации конфликта на Кавказе, Брюссель никак не должен. И не принимать ответных мер на деятельность турок в Ливии тоже, вроде бы, не может. И на интервенцию Турции в Северную Сирию не должен был бы. Но никаких значимых мер "усмирения" все более напористой и агрессивной Анкары Евросоюз не предпринимает.

Считается, что главным фактором заинтересованности Евросоюза в "гибких" отношениях с Турцией остается пара миллионов сирийских и афганских беженцев, которых Анкара по договоренности с Евросоюзом и за очень приличное количество миллиардов евро содержит на своей территории, не пуская в вожделенную Европу.

Президент Реджеп Эрдоган уже пару раз грозил Европе открыть границу для потока азиатских иммигрантов, если та будет вести себя "неправильно".

Но к козырям Турции в ее противостоянии с Евросоюзом, несомненно, следует добавить еще и членство в НАТО. Военный блок прямо или косвенно обязывает все состоящие в нем европейские государства поддерживать особые "гибкие" отношения друг с другом и с частично европейской Турцией.

Решительно и в полной мере встать на сторону греков в их конфликте с турками для европейских союзников по НАТО равнозначно риску поставить под сомнение единство военного блока. Как поступит в этом случае Анкара, предсказать трудно, а реши она вдруг порвать с альянсом, вся система его безопасности поедет по швам, мусульманский "фланг" окажется открытым.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме