В среду, 29 июня, эстонские СМИ опубликовали данные Банка Эстонии, согласно которым население страны благодаря инфляции теряет возможность сберегать деньги – рост сбережений с прошлой осени резко замедлился.
По состоянию на конец мая на счетах частных лиц числилось около 11,2 млрд евро. В годовом сравнении общий объем сбережений в мае этого года был на 11%, или на 1,13 млрд евро, больше, чем год назад. Но рано радоваться.
Банк Эстонии отметил, что в сентябре прошлого года людям было досрочно выплачено более миллиарда евро из второй пенсионной ступени, в марте люди получили возврат переплаченного подоходного налога, а в январе и начале мая произошли новые досрочные выплаты из второй пенсионной ступени. И это необходимо учитывать в оценке реального состояния сбережений.
Так вот, с учетом указанных выплат за последние восемь месяцев сбережения увеличились, но всего на 1,7%, или 185 млн евро.
В связи с такими данными в Банке Эстонии предупредили: "Если рост сбережений в ближайшие месяцы продолжится теми же темпами, то уже к концу года он замедлится до 3%, что станет самым медленным ростом с 2010 года".
И добавили, что темпы инфляции опередили рост доходов населения: размер средней выплаченной зарплаты вырос за год примерно на 10%, а объем розничных продаж в денежном выражении вырос почти на 30%. То есть рост объема продаж опередил рост заработной платы, а в прежние годы рост доходов, как правило, опережал рост розничных продаж.
В главном финансовом учреждении страны отметили, что на рост потребления повлияла отмена коронавирусных ограничений и трата полученных из второй пенсионной ступени средств: "Несомненно, потребительские расходы также существенно увеличились из-за очень быстрого роста цен. Во-первых, за товары и услуги приходится платить намного больше. Во-вторых, многие приняли решение сразу совершить покупки из-за опасения перед дальнейшим ростом цен, оставив меньше средств для сбережений".
Напомним, что инфляция в Эстонии приняла невиданные до этого размеры – к июню она уже достигла 20%. При этом в сфере недвижимости перевалила за 20%, а цены на некоторые продукты выросли за последние месяцы почти вдвое.