В четверг вечером, 28 апреля, эстонские СМИ обнародовали мнение министра экономики Эстонии о том, что есть вероятность заменить транзит российский на транзит из Средней Азии.
В Эстонии и так с этим вопросом уже который год существуют трудности – последствия антироссийской политики властей. В шестой пакет санкций ЕС против России включено и нефтяное эмбарго. Эстонские СМИ задались вопросом: как новые санкции отразятся на жителях Эстонии и транзитной отрасли?
Министр экономики Таави Аас на это сказал, что нефть Эстония не импортирует, а мазут, дизель и бензин идут из Литвы, но в то же время через Эстонию идет нефтяной транзит. Последние два года по железной дороге проходило чуть менее 2 млн тонн российской транзитной "нефтянки", что составляло примерно четверть всех грузов – немалая доля.
"Сейчас ищут новые возможности государства из Средней Азии, Казахстан, Узбекистан, потому что они тоже не могут использовать российские порты. Так что есть возможность, и очень большая возможность, что транзит, который шел к нам из России, будет заменен на транзит из Средней Азии", – сказал министр экономики Таави Аас.
В чем тогда суть санкций, если тот же груз, то есть из России, пойдет через Эстонию другим путем, остается на совести и честности инициаторов и сторонников санкций.
Поскольку и удобрения из России и Белоруссии, которые составляли половину грузопотока, уже "усохли", то в целом железная дорога может потерять в этом году три четверти своих перевозок. На это коммерческий директор Eesti Raudtee Артур Райхманн сказал: "Найти этот груз – это нетрудно. Трудно изменить транспортные коридоры, поскольку там много участников. И договориться... Понятно, что есть инерция. Но понять, кто под санкциями, что можно и что нельзя делать, – это будет гораздо труднее. Поэтому я думаю, что переориентирование займет около полугода".
Если Европа откажется от закупки российской нефти, то стоимость черного золота на мировом рынке опять поднимется, и от этого пострадают многие производственные секторы и в конечном счете каждый из нас как потребитель, отметили эстонские СМИ.
Старший экономист Swedbank Тыну Мертсина считает: "Самое большое влияние подорожание нефти окажет на транспорт, прежде всего наземный и железнодорожный. Также это скажется на сельском и лесном хозяйствах, где топливо – очень большая часть затрат".
В Эстонии не исключают, что сотни человек в транзитном секторе потеряют работу. Например, уже простаивает терминал удобрений DBT, на котором работает около 200 человек. Терминалы в Силламяэ и Палдиски также под угрозой потери грузов. То же происходит с еще несколькими перерабатывающими предприятиями.
При этом премьер-министр Эстонии Кая Каллас считает, что остановить сегодня войну важнее, поскольку продолжающаяся война принесет больше ущерба, чем потенциальная безработица: "То, что впереди предстоят тяжелые времена, известно всем. Мы должны сфокусироваться на том, чтобы помочь людям выжить, чтобы появились новые рабочие места, которые заменят исчезнувшие. Мы должны поддержать людей, чтобы у нас не случилось социального кризиса".
Отмечается, что шестой пакет санкций Евросоюза, который должен содержать и нефтяное эмбарго, ожидался на этой неделе, но, скорее всего, его представят на следующей.
Напомним, что в Эстонии уже чувствуются серьезные проблемы – безработица растет, предложения о работе появляются, но они не могут устроить тех, кто хочет не только заработать на поддержание штанов, но и развиваться; товары и услуги дорожают, не отстает от них и коммуналка. Многие эстоноземельцы предпочитают уехать из страны в поисках лучшей доли.