Жителям Эстонии, желающим добраться по делам или в отпуск до Юго-Восточной Азии, Японии или Кореи, вероятно, придется отложить поездки.
Обычно эстонские путешественники добираются до близкого Хельсинки, чтобы там сесть в самолет, вылетающий в восточном направлении. Но с тех пор, как Россия в ответ на санкции Евросоюза закрыла небо для европейских авиакомпаний, лететь до Токио или Сеула стало сложно, долго и дорого.
Авиакомпании используют кружные маршруты, что на несколько часов увеличивает время полетов и расход керосина, который заметно – более чем в два раза – подорожал вместе с другими энергоносителями.
Некоторые рейсы становятся нерентабельными, и компании стран Евросоюза отменяют полеты, поскольку подорожавшие билеты не находят покупателей. Надо думать, вскоре "вакуум" в воздухе над Россией заполнят китайские перевозчики, которых не коснулись ни европейские, ни российские санкции, что делает полеты китайских лайнеров в Европу и обратно привлекательными по цене и времени.
Относительно небольшой Таллинский аэропорт служит для эстонских пассажиров точкой отправления, но, чтобы добраться до далеких мест назначения в Азии или США, им необходимо сначала долететь до Хельсинки или Франкфурта, где они пересаживаются на дальние рейсы крупных авиакомпаний.
Ныне в силу географического положения и Эстония, и Финляндия оказались чуть ли не на задворках пассажирских авиаперевозок, что особенно болезненно сказывается на аэропорте Хельсинки, игравшем роль ключевого регионального авиатранспортного узла на пути из Европы в Азию, благодаря соседству с Россией и своему северному положению.
Оказавшиеся в сложном положении авиакомпании, прежде использовавшие маршруты и бизнес-модели, подразумевающие полет по кратчайшему пути над гигантской территорией России, вынуждены отказываться от привычных схем доставки пассажиров в Сеул, Токио или Пекин.
Самолеты летят над Северным полюсом или направляются далеко на юг, огибая Белоруссию, Россию и Украину. Судя по комментариям менеджмента терпящих убытки авиакомпаний, больше всего им сейчас хочется, чтобы события на Украине закончились как можно скорее и санкции были отменены.
Маршруты закрывают или сокращают количество рейсов
Данные общеевропейского агентства безопасности воздушной навигации Eurocontrol доказывают радикальные изменения в воздушном движении над Восточной и Северной Европой. Интенсивность полетов пассажирских самолетов над странами Балтии и Польшей резко упала, зато чуть ли не в два раза выросла над республиками Кавказа.
Подведенные в Eurocontrol первые итоги "воздушного кризиса" свидетельствуют о том, что для людей на борту лайнера рейса Хельсинки – Сеул – Хельсинки облет России означает дополнительные 4 тысячи километров пути, то есть полеты длятся в среднем примерно на семь часов дольше.
Длинные ноги и узкие проходы между рядами кресел в этом случае крайне осложняют путешествие для высоких пассажиров, следующих к месту назначения в экономклассе. Не всякий путешественник выдержит такое испытание.
Компания Finnair отказывается от рейсов в Пекин и меняет свое летнее расписание, исключая полеты в японские города, включая Осаку, Нагою, Саппоро и Фукуоку. Вместо этого финны налаживают новые связи с Мумбаи на маршруте облета России.
Положение некоторым образом спасают грузовые рейсы, спрос на которые ожидаемо вырос на линиях из Европы в Азию. Скандинавская авиакомпания SAS заявила, как пишут европейские издания, что ее еженедельный рейс между Шанхаем и Копенгагеном теперь занимает на два часа больше.
А рейс компании из столицы Дании в Токио был отменен до мая, так как путешествие, по словам пресс-службы SAS, получается "слишком длинное, чтобы лететь". Возможно, в компании имеют в виду "избыточную" длину ног пассажиров, но все же более вероятно, что такой рейс просто получается слишком дорогим, и билеты не находят спроса.
По данным Eurocontrol, с началом военных действий на Украине были отменены также рейсы между Амстердамом и Токио, Франкфуртом и Чэнду. Другие еще действуют, но самолеты летают реже. Немецкая Lufthansa сообщает о том, что на рентабельность полетов ее лайнеров в Китай, Японию и Корею влияет более длительное время в пути, но поскольку эти направления не играют для немецкого гиганта ключевого значения с точки зрения доходов, она намерена сохранить и направления, и частоту рейсов.
Можно полагать, что для Lufthansa это вопрос престижа компании, а также нежелание уступить линии китайским конкурентам. А те обязательно воспользуются ситуацией, как только Пекин ослабит введенные им жесткие меры борьбы с распространением коронавируса. Объем грузовых авиаперевозок (которые под меры ограничения социальных контактов людей не попали) в Европу и обратно над территорией России Китай уже интенсивно наращивает, используя конкурентное преимущество во времени и стоимости доставки грузов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.