В среду, 20 апреля, эстонские СМИ передали прогноз Министерства финансов Эстонии, согласно которому процентные расходы по государственному долгу в 2022 году составят 13 млн евро, а в 2024 году достигнут уже 70 млн евро.
Отмечается, что в Эстонии процентные расходы по государственному долгу в 2022 году пока запланированы в размере 13 млн евро. Но это, судя по всему, не предел.
"Эта сумма растет: отчасти потому, что на рынке растут процентные ставки, но отчасти и потому, что бюджет планируется оставить с дефицитом – более 3% в номинальном выражении", – сказал глава отдела государственной кассы Министерства финансов Янно Луурмеэс.
По его словам, процентные расходы по государственному долгу Эстонии в 2023 году составят уже 40 млн евро, а в 2024 году – 70 млн евро. "Это шестикратный рост за три года", – уточнил Янно Луурмеэс.
Чтобы сгладить неприятное впечатление от таких огромных цифр и грустных перспектив, Янно Луурмеэс добавил: "Но по сравнению, например, с Латвией, где уровень государственного долга выше, нас это настолько сильно не затронет".
Также отмечается, что при трехкратном увеличении процентных расходов более существенную роль играет планируемый дефицит бюджета, на покрытие которого придется заимствовать облигации или брать кредиты. Луурмеэс успокоительно заверил: "Мы также ожидали, что процентные ставки могут вырасти на 0,5% и 1%".
При этом Минфин Эстонии информирует, что прогнозируемые суммы могут увеличиться еще больше, если, например, процентные ставки будут расти быстрее или увеличится государственный риск. Отмечается, что эти прогнозы не отражают влияния дополнительного бюджета. Следовательно, процентные расходы обладают потенциалом дополнительного роста.
Напомним, в марте стало известно – в 2021 году дефицит бюджета правительственного сектора Эстонии составил 2,4% от ВВП и государственный долг – 18% от ВВП. В конце 2021 года расходы консолидированного бюджета правительственного сектора превысили доходы на 721 миллион евро. При этом выросли военные расходы до 2,5% ВВП.
Учитывая, какую политику проводит действующая коалиция, можно только посочувствовать населению Эстонии, на плечи которого ложатся и еще лягут все дополнительные расходы по обслуживанию непомерно растущих кредитов государства, львиная доля которых тратится на вооружение и увеличение воинского контингента, а также на обустройство украинских беженцев и компенсации в условиях энергетического кризиса.
Все перечисленные задачи, как правило, не являются проектами, приносящими государству доход. То есть представляют собой статьи прямых расходов. Следовательно, деньги берут в долг и буквально латают ими дыры, создаваемые текущими политическими решениями.