Почему созерцание колючей проволоки успокаивает прибалтов

Забор из колючей проволоки на литовско-белорусской границе
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS

Анатолий Ядов

Странам Балтии пока не удается упросить Брюссель согласиться финансировать строительство пограничных заборов.

Министры внутренних дел стран Балтии и ряда других государств Евросоюза, чиновники из трех десятков стран, а также представители Брюсселя собрались на литовско-белорусской границе поговорить о заборах. Именно они, а если быть совсем точными, то деньги, потребные для их возведения, стали основной темой состоявшейся недавно "Европейской конференции по управлению границами".

Официальной заявленной темой был, конечно, затухающий "иммиграционный кризис" и многочисленные достижения Евросоюза, но на самом деле многие участники прибыли, чтобы "дожать" Еврокомиссию, представленную на конференции комиссаром внутренних дел Илвой Йоханссон, убедив ее оплатить строительство постоянных пограничных заграждений.

Страны Балтии и Польша считают, что Брюссель просто обязан разрешить тратить средства фондов альянса на оборудование внешних пределов Шенгена. Но та по-прежнему считает, что заборы и колючая проволока на границах – это неприличное противоречие принципам и ценностям "европейской идеи".

Не следует замыкаться исключительно на заборах, на укреплении и защите границ, убеждала Йоханссон, для эффективной борьбы с нелегальной иммиграцией надо сотрудничать с третьими странами, что и подразумевает новый Пакт Евросоюза о миграции и предоставлении убежища. "Пакт, предложенный комиссией, ориентирован на сотрудничество с третьими странами, странами происхождения и странами транзита. Мы должны бороться с контрабандистами на маршрутах", – говорила комиссар Йоханссон.

Тающие воспоминания о крушении Берлинской стены

Да и денег у фондов не так уж и много, уверяла она участников конференции, потратим, мол, на заборы, не хватит на что-нибудь другое, более важное.

В представлении прибалтийских республик, Еврокомиссия просто неприлично богата и должна делиться, так что доводы комиссара никого особенно не убедили. Тем более, что просят-то почти на святое дело – на заборы, которыми можно отгородиться от Белоруссии и России.

Отчасти они уже построены или сейчас возводятся в постоянном или временном вариантах, то есть из колючей проволоки. Но хотелось бы чего-нибудь более основательного и желательно не свой счет.

"Нынешняя ситуация, реальность показывает, что без физических преград невозможно защитить себя, наших граждан, нашу национальную безопасность и безопасность ЕС", – заявила на пресс-конференции на литовско-белорусской границе министр внутренних дел Литвы Агне Билотайте. Министр внутренних дел Эстонии Кристиан Яани, естественно, тоже высказался, хотя и расплывчатых выражениях (кадровый полицейский набирается политического опыта), за заборы и за оплату их возведения деньгами фондов Евросоюза.

Опасения Эстонии в Брюсселе не совсем понятны, так как нет никаких оснований считать, что ее границам могут угрожать толпы нелегальных иммигрантов.

Помнится, когда осенью прошлого года в первый раз зашла речь о финансировании строительства пограничных заборов, о чем просила дюжина государств Евросоюза, включая и Эстонию, мнения в Брюсселе разделились.

Глава Европейского Совета Шарль Мишель высказался "за" и был поддержан крупнейшей фракцией Европарламента, Европейской народной партией. А президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен довольно решительно была против. И ее точку зрения разделяли, например, депутаты из группы социал-демократов Европарламента, который, собственно, и должен принимать решение о финансировании заборов.

Отгородиться колючкой от воображаемых ужасов

"Давайте не будем пытаться построить стены, которые так много раз хоронили достоинство людей на европейской земле", – цитировали европейские издания главу парламентских соцдемов Иратксе Гарсию, говорившую о только что отпразднованной на тот момент 32-ой годовщине падения Берлинской стены, "напомнившей нам, что стены никогда не облегчают страдания".

Стены на границах для многих в Евросоюзе – это что-то неприличное, прямо противоположное правам и свободам, отказ от завоеваний демократии, победу которой и олицетворяет разрушение Берлинской стены.

Но приходится отметить, что на многих политиков восточных стран Евросоюза, в отличие от их коллег, скажем, в Германии или Франции, никакого впечатления не производят воспоминания о всеобщей праздничной эйфории, охватившей Европу в дни падения разделявшей немцев стены. Возможно, эти воспоминания у них напрочь отсутствуют.

Так же как, по-видимому, и понимание того, о чем говорят правозащитники, расценивающие физические преграды на границах "свободного мира" как нарушение положений Конвенции ООН о статусе беженцев и Хартии Европейского Союза об основных правах человека.

Есть что-то нездоровое в мечтаниях о заборах. Вот например, одно время у эстонских политиков и чиновников было принято съездить на границу и посмотреть, как резервисты разматывают там колючую проволоку, отгораживаясь от России. Возможно, созерцание этого процесса успокаивает обремененных властью людей и переполняет их светлыми мыслями о безопасности, защищенности, возможно даже о материнских объятиях.

Какие мечтания может вызывать медитация у колючей проволоки.... Отгородиться от жестокого мира, свернуться уютным клубочком и заплакать от облегчения.... Злые, чуждые иммигранты не прорвутся ночью в родной дом, не прокрадутся орды злобных русских, мечтающих все забрать и разрушить. Трудно даже представить себе, до каких высот просветление могло бы поднять этих людей созерцание мощного, постоянного и дорого пограничного забора, отгроханного на деньги фондов Евросоюза.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме