Минимальная заработная плата в Эстонии с 1 января подросла сразу на 70 евро и теперь составляет 654 евро. Что, несомненно, приятно работникам, профсоюзам и правительству, которое, по идее, будет собирать теперь больше налогов.
Работодателей это событие радует, естественно, меньше, но они были бы огорчены намного больше, сумей европейские левые и профсоюзы пробить через Брюссель решение о повышении "минималок" до 60% от медианной по стране зарплаты или до половины среднего заработка.
Давно ожидаемая в Евросоюзе директива о минимальной заработной плате и коллективных договорах профсоюзов с работодателями застряла на стадии обсуждения из-за категорических возражений ряда стран Северной Европы.
Недовольство профсоюзов Дании и Швеции и местных левых партий вызвали, конечно, не размеры рекомендуемых "минималок", тем более, что директива не содержит требования обязательного их повышения до заданных уровней, а лишь рекомендует ориентироваться на уже упомянутые 60% от средней медианной или 50% средней в данной стране зарплаты.
С заработками в Северной Европе в сравнении с Эстонией все более чем хорошо, а минимальные заработки там намного выше эстонских.
Шведы и датчане выступили против того, что обсуждаемый проект директивы предполагает участие государства в процессе переговоров о коллективных договорах между объединениями работодателей и профсоюзами.
В большинстве стран Северной Европы вопрос об изменении размеров "минималок" решается без привлечения властей, исключительно на двухсторонней основе. И профсоюзы полагают, что вносимые директивой Евросоюза изменения сломают сложившуюся в странах региона многолетнюю практику трудовых взаимоотношений.
В небогатых странах Евросоюза с не очень сильными профсоюзами на это могли бы сказать что-нибудь вроде: у кого-то жемчуг мелкий, а у кого-то щи пустые. Альянс в очередной раз раскололся на фракции, которым очень трудно понять друг друга в силу огромной разницы в размерах как "минималок", так и заработков в целом.
Реальный прирост "минималки" получается минимальным
В Эстонии государство участвует в переговорах о "минималке", но как бы лишь на завершающей стадии, то есть утверждая достигнутое соглашение и придавая ему вид закона.
Но полагать, что правительство действительно не оказывает влияние на работодателей, было бы наивно. Таллин, вероятно, хотел бы повысить реноме страны, которая по части реальных заработков, то есть с учетом уровня местных цен (учитываемых Брюсселем при расчете размеров доходов населения посредством общеевропейского показателя "Стандарт покупательной способности" (PPS)), практически замыкает список стран альянса.
По данным статистического агентства Евросоюза Eurostat, приводимых Европарламентом, PPS Эстонии превосходит лишь аналогичный показатель Латвии и Болгарии. То есть, грубо говоря, во всех остальных государствах альянса или цены пониже, или заработки повыше.
Нынешнее повышение минимальной заработной платы основано на коллективном договоре, заключенном между Центральным союзом профсоюзов и Центральным союзом работодателей Эстонии в октябре прошлого года и достигнутом с учетом значительного размера повышения (70 евро) необыкновенно легко.
В прошлые годы такого рода переговоры о существенно меньших суммах проходили куда напряженнее. И решение это, принимая во внимание инфляцию, пришлось очень кстати. Но, к сожалению, вряд ли повысит позицию Эстонии в списке стран Евросоюза с самыми маленькими реальными минимальными зарплатами.
Средняя брутто зарплата в Эстонии, как свидетельствует национальный Департамент статистики, составляет 1538 евро, средний по стране медианный брутто заработок равен 1193 евро. Что, кстати всего на 4 евро больше, чем было год назад.
Но это в среднем, а, например, у адвокатов или агрономов он за год вырос более чем на 200 евро, что лишний раз свидетельствует в пользу хорошего образования.
Тот факт, что средняя зарплата увеличилась, а медианный заработок практически не растет, заслуживает отдельного разговора о росте количества работников, получающих минимальную зарплату.
Их доля в Эстонии, как свидетельствуют данные Европарламента, остается одной из самых высоких в Евросоюзе. Но нынешнее увеличение "минималки", конечно, немного откорректирует и эти показатели.
Таким образом, минимальный брутто заработок, если следовать рекомендациям, изложенным в проекте директивы Евросоюза (не ниже, чем 60% от медианного по стране заработка и не меньше 50% среднего уровня зарплат), должен бы в Эстонии составлять примерно 713–770 евро.
А он, как известно, равен теперь 654 евро. А прирост реальной "минималки" (в том числе и выраженной в брюссельских PPS) окажется еще менее впечатляющим, так как не облагаемый налогами минимум остался прежним (500 евро, то есть остальные 154 евро налогами облагаются), а цены в магазинах, в счетах за коммунальные услуги и на бензоколонках заметно подросли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.