Инкубатор идей: как в Эстонии стать успешным предпринимателем

Совещание

Анастасия Мишина

Эстонский рынок стартапов развивается быстрыми темпами. О том, с чего начать свой бизнес и какие идеи востребованы, Baltnews рассказала руководитель бизнес-инкубатора Технополь в Нарве Ольга Курдовская.

Сегодня в Эстонии рынок стартап-индустрии развивается быстрыми темпами. В стране работают так называемые инкубаторы для вынашивания идей, где любой начинающий бизнесмен получает поддержку для реализации своего проекта.

Один из них – Технополь – единственный работающий с русскоязычными будущими предпринимателями. О том, как работает инкубатор, как туда попасть и что ждет эстонский "рынок идей", Baltnews рассказала руководителя программы стартап-инкубатора в Нарве Ольга Курдовская.

Руководитель стартап-инкубатора в Нарве Ольга Курдовская
© фото из личного архива Ольги Курдовской
Руководитель стартап-инкубатора в Нарве Ольга Курдовская

– Г-жа Курдовская, расскажите, какие возможности дает инкубатор и с чем туда можно прийти?

– У нас существует несколько этапов, которые призваны помочь стартапам. Это может быть просто идея, мысли, которые хочется воплотить в жизнь. Например, хочется вам сделать какое-то приложение, а вы вообще не изучали рынок и команды у вас нет.

В таком случае, вашим первым шагом станет преинкубация. Этот этап подразумевает короткую интенсивную программу – 3 дня, за которые вам помогут сформировать представление и структуру вашего стартапа, то есть бизнес-модели.

За это время можно познакомиться со своими будущими менторами, которые будут вас в дальнейшем направлять. Кроме того, это замечательная возможность пообщаться с единомышленниками.

А может оказаться так, что у вас вообще нет идеи, но вы очень хотите стать стартап-предпринимателем. Тогда смело приходите на преинкубацию. Это бесплатная программа.

Основная же программа подразумевает, что у вас есть не только идея, протестированная к моменту вашего прихода, но и команда, вы провели опросы потенциальных покупателей, пользователей и поняли, что продукт, который вы предлагаете, жизнеспособен. 

Возможно, у вас уже есть первоначальный прототип. Он может быть сыроват, не обязательно, что называется, полнофункционален, но хотя бы есть демоверсия. С этим уже можно работать. С таким решением вы можете попытаться прийти сразу в основную программу.

Чтобы попасть в основную программу, существует отбор кандидатов – выбираются лучшие из лучших. Отборочная комиссия решает, берем мы сразу в команду, или той или иной команде свои идеи надо дорабатывать. В таком случае мы можем предложить преинкубацию.

– Бывает ли так, что кто-то приходит один со своей идеей и встречает единомышленников?

– Да, конечно! Случается, что люди приходят с идеей, но без команды, и в процессе обучения находят ее. Или же к вам могут присоединиться те, кто пришел без идеи, или же вы "заразите" кого-то своей идеей.

Поиск команды в целом очень актуальный для многих вопрос. Бывает так, что приходит человек без какого-либо опыта в предпринимательстве. И посмотрев, послушав менторов, понимает, что пришел слишком рано, и ему требуется время.

– Какие идеи, какие стартапы сегодня в Эстонии наиболее востребованы? Чего не хватает рынку?

– Сложно сказать, чего не хватает сегодня на рынке. Вектор развития как технологий и предпринимательства, так и экономики в целом направлен на "зеленый поворот".

Политика климатической нейтральности Европейского союза и нас не обошла стороной. Задача в том, чтобы с каждым годом углеродный след уменьшался, то есть выбросов CO2 должно становиться меньше.

Я думаю, в будущем мы будем наблюдать все больше "зеленых решений", идей, которые касаются возобновляемой энергии и цикличной экономики.

Мы не можем бесконечно потреблять, должны создаваться замкнутые циклы. Сегодня у нас очень много отходов. И в целом, я считаю, что многие наши личные привычки должны быть пересмотрены.

– Технополь – единственный инкубатор, работающий с русскоязычными стартаперами. Получается, у них меньше возможностей, чем у эстонцев?

– Стартаперы, как летчики, – если ты английского не знаешь, то летать в Европе будет практически невозможно. Здесь та же история: без знания английского языка, мало на что можно рассчитывать.

– То есть знание эстонского не обязательное условие для развития бизнеса в Эстонии?

– Конечно, нет. Эстония – это маленький рынок, но в то же время и хороший старт. Эстонский язык в Эстонии, безусловно, может дать больше возможностей. Любой иностранный язык дает больше возможностей и перспектив.

– Приезжают ли в Эстонию из России со свежими идеями, или наблюдается обратная тенденция?

– К нам из России часто поступают запросы, и их география обширна. Это и Новосибирск, и Санкт-Петербург, и Москва.

Те ребята, которые приезжают из России, зачастую уже имеют опыт в стартапах. Однако им все равно необходимо комплектовать команду. На эстонском рынке без коренного эстонца в команде будет очень сложно развиваться.

Я смело могу привести пример, хоть он и не был конкретно у нас на инкубации. Есть такой продукт как 3commas.io. Ребята приехали из Питера и, я убеждена, что у ребят в команде уже есть эстонцы. Они приехали, перевезли часть команды. Теперь они сильно выросли и зарабатывают хорошие деньги.

– Кто участвует в программах Технополя? Есть ли какие-то возрастные ограничения?

 Ограничений по возрасту, конечно, нет. Однако, когда нам звонят люди 55+, чувствуется разница в общении с ними и с молодежью. Первые спрашивают у нас: "Чему вы меня можете научить?". При этом, большинство из них обращаются к нам не с готовыми проектами, а на этапе "у меня есть идея". "Если я сам все умею", то нам сложно будет найти общий язык.

Стартап - это дело непростое. Чтобы чего-то добиться, надо много работать, ко всему прочему необходимо быть гибким, стремиться к новому, в том числе и к новым знаниям.

Ссылки по теме