Счет на 34 млн евро в год. Как Эстония расплатится с Евросоюзом за помощь

Канцлер права Юлле Мадизе в Рийгикогу

Канцлер права Юле Мадизе рассказала, как возрастет нагрузка на бюджет Эстонии, и кто будет возвращать деньги Евросоюзу за его помощь по восстановлению экономики.

В понедельник, 13 сентября, канцлер права Юле Мадизе представила свой обзор за 2020/2021 годы, в котором, в частности, идет речь о возрастающей нагрузке на госбюджет в связи с присоединением Эстонии к Фонду восстановления экономики ЕС.

В будущем стране придется перечислять платежей в бюджет Европейского Союза на 34 млн евро больше, чем сейчас. Но, одобрив решение о кредите, Эстония, тем не менее, не уступает союзу дополнительную компетенцию.

Фонд восстановления сформирован из кредитов в размере почти 750 млрд евро, которые ЕС берет, чтобы помочь странам-членам альянса решить проблемы, вызванные пандемией COVID-19. Это крупнейший займ за всю историю существования Евросоюза. 10 мая этого года Рийгикогу одобрил план ЕС инициировать создание фонда финансирования, одной из частей которых станет внесение в бюджет ЕС платежей за пластиковую упаковку.

"На референдуме 2003 года народ Эстонии, решив в пользу присоединения страны к ЕС, предоставил также право на использование полномочий, установленных в базовых договорах ЕС, в том числе, на изменение системы собственных средств", – напомнила Мадизе.

В обзоре канцлера права отмечается, что регуляция Фонда восстановления находится в соответствии с базовыми договорами ЕС и что использование внебюджетных целевых кредитов для кредитования стран-членов или для финансирования проектов, в соответствии с базовыми договорами, в принципе разрешено.

Юле Мадизе пояснила, что каждая страна ЕС отвечает за погашение предоставленного ей кредита в соответствии с тем, насколько велика ее доля в выплатах в бюджет ЕС, и что обязанности других стран в ЕС на себя не берет.

"Поскольку в сравнении с объемом бюджета Эстонии объем возможных добавляющихся в будущем обязательств будет невелик, и поскольку увеличенные суммы выплат в бюджет ЕС ограничены по времени и по суммам, то нельзя решение взять на себя подобные имущественные обязательства считать недопустимым ограничением бюджетной компетенции следующих составов Рийгикогу", – отметила Мадизе.

По мнению канцлера права, платеж, основанный на объемах пластиковых отходов, не взятых в оборот, не приведет к ограничению финансовой компетенции Рийгикогу, поскольку Эстония не уступила Европейскому Союзу компетенцию введения какого-либо налога, и на Эстонию не возложено обязательство вводить в связи с этим решением ни одного налога: "И в случае, если бы такое обязательство было бы взято, это решение одобрил Рийгикогу, у которого есть право решать судьбу вводимых в Эстонии налогов".

Кто в итоге будет платить за пластик?

По словам канцлера права, так называемый налог на пластик в значении Конституции не является налогом, который люди и коммерческие объединения платят государству. Это один из компонентов платежей, которые страны-члены сообщества делают в союзный бюджет, основанием для расчета которого является не принятые в оборот пластиковые отходы.

Она вернулась. Экономика Балтии достигла допандемийного уровня >>>

Мадизе, подчеркнула, что "одна из целей платежей – повлиять на страны ЕС с целью сократить количество пластиковых отходов". И отметила, что "если Эстонии не удастся сократить количество пластиковых отходов или увеличить количество упаковки, принимаемой в оборот, то у Эстонии появится дополнительная нагрузка в размере 11 млн евро в год, которую оплачивать будут солидарно все налогоплательщики Эстонии".

Ссылки по теме