План Еврокомиссии предусматривает, что к 2030 году нормы выбросов для легковых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания должны быть вдвое ниже, чем сегодня. Эстонские СМИ пишут, что, по мнению разбирающихся в теме людей, эти планы нереальны.
Автопроизводителям следует сосредоточиться в основном на производстве электромобилей, что является сложной задачей, поскольку для производства аккумуляторов требуется во много раз больше редких металлов, а это, в свою очередь, означает строительство новых шахт и более высокие цены на батареи. Да и переходный механизм компенсации не согласован.
Что считают знающие люди
Сообщается, что Европейская комиссия запустила план по сокращению вдвое выбросов CO2 от автомобилей к 2030 году, с 2035 года будет запрещена продажа автомобилей с новыми двигателями внутреннего сгорания. А в эстонские министерства ожидают отзывов от заинтересованных сторон о том, насколько реалистично реализация этой идеи.
Профессор Таллинского технологического университета Арго Розин считает, что план Европейской комиссии по прекращению продажи автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в ближайшее десятилетие является необдуманным.
Арно Силлат, генеральный директор Эстонской ассоциации компаний по продаже и обслуживанию автомобилей (AMTEL), считает, что в 2030 году автомобиль с двигателем внутреннего сгорания должен потреблять максимум 1,8 литра топлива на 100 километров – тогда он будет соответствовать новому стандарту 45 граммов выбросов CO2 на километр.
"На практике такой машины с двигателем внутреннего сгорания не существует. Есть в лабораторных условиях, но не ездит массово по улицам. Так что вам просто нужно производить электромобили. Но обычные гибриды не обеспечивают этого требования, их возможность подходит к 90 граммам, что также требует сокращения выбросов вдвое", – отметил Силлат.
Арго Розин обратил внимание, что на самом деле не существует согласованной методики расчета выбросов электромобилей: "Если в электромобиле используется норвежская гидроэнергетика, выбросы этого транспортного средства на самом деле почти нулевые, но если автомобиль работает на электроэнергии, произведенной из нефти и угля, выбросы такого автомобиля не равны нулю.
Отмечается, что еще в мае 1974 года электромобиль был внесен в реестр транспортных средств Транспортного совета, но на сегодняшний день в Эстонии электромобили составляют от двух до трех процентов продаваемых автомобилей. При этом обычные гибриды составляют треть продаваемых автомобилей, но подключаемые гибриды не пользуются популярностью в Эстонии, потому что их уровень цен сравним с электромобилем.
Субсидии на подключаемые к сети гибридные автомобили в Эстонии также не выплачиваются, поскольку предыдущий опыт Финляндии показал, что люди не беспокоятся о подключении гибридов к электросети и предпочитают ездить на бензине.
По мнению профессора Розина, в любом случае в будущем автомобили станут дороже. Цены на электромобили можно снизить, например, за счет новых технологий хранения: "Но они не станут намного дешевле, они будут облагаться налогом на покупку и использование автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Таким образом, с точки зрения эксплуатационных расходов использование электромобиля будет дешевле по сравнению с автомобилями с бензиновым двигателем".
Технологии – вещь трудно предсказуемая
Арно Силлат отметил, что один из самых дешевых электромобилей проходит всего 250-300 километров – с батареей меньшего размера. Но если хочется увеличить пробег, то все равно придется платить заметно более высокую цену. Больший пробег требует большую батарею, а это увеличивает вес. Чтобы уменьшить вес, необходимо использовать карбоновый корпус.
"Такой автомобиль стоит 250 тысяч евро", – подчеркнул Арно Силлат и добавил, что "сегодня нет золотой середины", поскольку удешевление электромобилей происходит очень медленно. Возможно, произойдет прорыв в технологиях, и тогда электромобили станут дешевле, и этот вопрос полностью снимется с повестки дня.
"Если такая технология не будет изобретена, до 2035 года будет бум автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, и эти автомобили смогут свободно ездить еще как минимум 15 лет", – считает Силлат.
О благополучии простых людей подумали?
По мнению Арго Розина, очень важным вопросом при переходе на электромобили или водородные автомобили является способность человека, принадлежащего к среднему и более бедному классу, позволить себе более дорогой автомобиль в будущем. На самом деле нет надлежащих исследований социально-экономических последствий значительного увеличения потребления электроэнергии.
Ученый считает, что необходимо потребовать от Евросоюза четкого ответа на вопрос, как будет компенсироваться переход бедному человеку – ведь жизнь дорожает, что вызывает у многих чувство замешательства и возбуждает дополнительные конфликты в обществе.