Правительство России подписало распоряжение о заключении соглашения о перевозке и перевалке нефтепродуктов из Белоруссии через порты России. Примечательно, что встреча российского премьер-министра Михаила Мишустина с белорусским коллегой Романом Головченко прошла 26 января, а на официальном сайте правительства РФ распоряжение о перевалке грузов из Белоруссии опубликовали 27 января.
Все это говорит о том, что РФ и РБ окончательно договорились о переносе транзита в российские морские гавани гораздо раньше, а с 20-х чисел января нужно было просто уточнить некоторые детали и завершить договоренность на формальном уровне.
Для большинства стран мира это нормальная практика. Серьезные направления в торговле между двумя государствами всегда долго обсуждаются на самых разных уровнях власти, иногда с привлечением к этому вопросу крупного отраслевого бизнеса. После этого сама сделка в публичном поле заключается в максимально короткие сроки.
Нельзя сказать, что для Прибалтики это был "гром среди ясного неба". Президент Белоруссии Александр Лукашенко, губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко и ряд российских министров неоднократно говорили о перенаправлении транзита нефтепродуктов из РБ в порты РФ.
Какое-то время политические элиты Балтии успокаивали сами себя тем, что де-факто всю осень и декабрь 2020-го власти Белоруссии так и не изменили маршрута для транзита. Но, похоже, зря.
Мальчик кричал "волки", и те действительно появились
По сообщению вице-премьера РФ Александра Новака, часть экспортных объемов нефтепродуктов из Республики Беларусь может быть перенаправлена через российские порты уже в текущем году. В первых числах января посол РФ в Белоруссии Дмитрий Мезенцев заявил, что алгоритм частичной переброски экспортных объемов белорусских нефтепродуктов уже прорабатывается.
Однако в правительстве Эстонии, Литвы и Латвии даже не подумали смягчить риторику по отношению к РБ, продолжая поддерживать оппозицию во главе со Светланой Тихановской. Более того, Эстония устроила ей на днях образцово-показательный прием в верхах. И на протяжении последней недели балтийские страны активно призывали Евросоюз к введению нового пакета санкций против России якобы за арест Алексея Навального.
В итоге, пока политики Эстонии, Литвы и Латвии с упоением вмешивались во внутренние дела РФ и РБ, обещание Александра Лукашенко о переносе важнейшей части транзита для балтийских республик на порты в Усть-Луге, Приморске, Высоцке и Санкт-Петербурге воплотилось в реальность.
В соглашении между Россией и Белоруссией говорится о том, что морские гавани России уже в 2021 году займутся перевалкой двух миллионов тонн нефтепродуктов.
"Больно мне, больно!"
В общем объеме белорусского экспорта нефть и продукты ее переработки составляют весьма значимые 15,7%, которые ежегодно приносят государству около 5,2 млрд долларов. Очевидно, что транзит такого товара для любой морской гавани – серьезная статья дохода и внушительные объемы загрузки портовых мощностей.
В свою очередь, город, в котором расположен порт, получает рабочие места, дополнительные инвестиции, интерес логистических компаний, бурную деятельность (а это дополнительные налоги в бюджет) различных фирм сферы услуг и сопутствующих отраслей. Потерять такого "клиента" – значит больно ударить и по муниципальной казне, и по государственной.
Пустота хуже воровства
Еще в августе 2020 года правительство Литвы заверяло, что Белоруссия просто не располагает возможностями перенаправить экспортные потоки, а значит переживать не о чем. Логика в таких заявлениях, действительно, есть – российские порты не рассчитывали изначально на дополнительные объемы грузов и сырья из Белоруссии.
Однако десятилетнее сотрудничество Литвы и Белоруссии подходит к концу, и страдает, в первую очередь, литовская Клайпеда, теряя 30% загрузки портовых мощностей. Klaipedos nafta – компания, контролирующая нефтетерминалы в порту Клайпеды, – лишится серьезного объема доходов. Напомним, только за 9 месяцев 2020 года, когда мировая торговля сильно снизилась из-за пандемии коронавируса, Klaipedos nafta заработала на перевалке нефтепродуктов 23,7 млн долларов – непонятно, чем это можно компенсировать.
Организация перевалки нефтепродуктов – задача, не решаемая за неделю или даже месяц. Вот и сейчас в соглашении между Россией и Белоруссией говорится пока лишь о двух миллионах тонн нефтепродуктов, а Клайпедский порт в лучшие годы пропускал через себя около четырех-пяти миллионов.
Да и, возможно, белорусские компании вынуждены будут какое-то время переплачивать за транспортировку, а российские порты не сразу смогут целиком "впитать" весь нефтяной транзит. Но в итоге Белоруссия потеряет лишь небольшую часть доходов от продажи нефтепродуктов. Со временем же "острые" углы в сотрудничестве с российской стороной так или иначе сгладятся.
Опустевшей в данном случае Литве, сглаживать, увы, попросту нечего.
Эстония и Латвия? – Нет, не актуальны
В случае с Латвией уместнее всего говорить о потере потенциала, ведь технически порты этой страны способны принимать белорусские нефтепродукты. Однако компания "Белнефтехим" и до "беломайдана" предпочитала в партнеры выбирать не частные порты, а государственные.
Пока еще действуют контракты одного из белорусских экспортеров нефтепродуктов – "Новой нефтяной компании" – на поставки 1,2 млн тонн новополоцкого мазута с перевалкой через порты Латвии и Эстонии. Как пишет издание tut.by, основные объемы поставок планируются через рижский терминал B.L.B. Baltic Terminal, принадлежащий трейдеру Tintrade (некоторые СМИ связывают компанию с эстонским бизнесменом Алексеем Чульцом).
Однако в целом для Эстонии и Латвии белорусский транзит – это упущенная возможность. Например, эстонские частные порты – Силламяэ, Палдиски Северный – вынуждены, учитывая антироссийскую позицию правительств балтийских стран, практически скрывать свои немногочисленные контакты с РФ. Очевидно, что в таких условиях невозможно в принципе о чем-то договариваться с бизнесом и правительством России, а с недавних пор и Белоруссии.
В беседе с Baltnews работники из руководства некоторых морских гаваней в Эстонии (автор не указывает имена, чтобы не осложнять эстонским бизнесменам и без того непростую ситуацию) лишь сдержанно признали, что отсутствие деловых отношений с ближайшими соседями – это очевидный урон для транспортной инфраструктуры страны.
Вопрос политический, обжалованию не подлежит
Эстонский экономист Леонид Цингиссер справедливо отметил, что в данный момент у балтийских стран, к сожалению, объективно нет никаких инструментов, чтобы чем-то привлечь транзит белорусских нефтепродуктов. В итоге, когда речь идет о транспортировке товаров в больших объемах, на практике получается "не совсем логично, если на это посмотреть со стороны простого обывателя".
Цингиссер пояснил, что "вопросами транзита, в первую очередь, должен заниматься логист, чья задача – высчитать наиболее выгодный маршрут, сократить издержки и положить на стол начальству готовый план". И, например, в своем плане логист предлагает порты в Эстонии – "они обладают весьма серьезной инфраструктурой, кранами, складами, кадрами, приемлемой глубиной для крупнотоннажных кораблей, не замерзают в зимний период. Почему бы ими не воспользоваться?".
Но, увы, на практике в подобных вопросах "последнее слово всегда за политиком, а логист просто вынужден подстраиваться под его решения". Цингиссер отметил, что "отправлять нефтепродукты из Белоруссии через балтийские порты – это логично и выгодно".
"Но политики из Прибалтики решили, что в данный момент хороших отношений с руководством из РБ быть не может. Разумеется, правительство Белоруссии в долгу не осталось. В итоге, казалось бы, вполне выгодный для всех маршрут меняют на другой, и никакими экономическими инструментами изменить это нельзя", – с сожалением подытожил Леонид Цингиссер.
Исправить ситуацию, уверен эстонский экономист, могут лишь сами же политики. Но в ближайшей перспективе примирение возможно лишь при двух сценариях.
Первый – Тихановская каким-то образом получает власть в стране и, несмотря на уже выстроенную к тому времени логистическую цепочку транзита с РФ, резко разворачивает все в сторону Балтии, пусть даже и себе в убыток. Второй – власти Эстонии, Литвы и Латвии в один момент прекращают критику в адрес России и Белоруссии, выстраивая с ними добрососедские отношения, несмотря на позицию Запада.
Но следует признать – оба эти сценария маловероятны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.