В понедельник, 28 октября, Финансовый надзор Швеции (FI) возбудил дело в отношении Swedbank. По словам представителей шведского государственного агентства, у них появились достаточные причины для проверки "недостатков и слабостей", наблюдаемых в ходе текущего расследования.
Отдельное производство по делу Swedbank должно установить, совершил ли банк нарушения в системе правил, предотвращающих отмывания денег, и виновно ли юридическое лицо в допущении данного проступка.
Работа FI по анализу фактов и правовых вопросов продолжится до следующего шага в процессе санкций. Затем FI направит в банк письмо с замечаниями и правовыми обязательствами, которые, по мнению агентства, дают основание для вмешательства. Далее FI потребует от банка комментариев по данному вопросу", – отметили представители шведского агентства в пресс-релизе.
В то же время новый генеральный директор Swedbank Йенс Хенрикссон отвергает причастность банка к процессу отмывания средств: "Проходя через эти 30 миллиардов транзакций, мы пока не видели каких-либо нарушений санкций", – отметил он.
И снова здравствуйте, Эстония!
Напомним, что начало расследованию дела Swedbank положили Госпрокоуратура и Центральная уголовная полиция Эстонии. В июле 2019 года эстонская сторона заявила, что шведский банк мог участвовать в процессе отмывания денег и возможном обмане финансовых надзорных органов в период с 2011 по 2017 год.
Так, представитель прокуратуры Кайри Кюнгас подчеркнула, что именно Эстония могла представлять транзитный пункт в схеме отмывания денежных средств.
Расследования дела Swedbank проводится, по словам госпрокурора Эстонии Сигрид Нурм, на международном и национальном уровне. На данный момент FI ведет активное сотрудничество регулирующими органами в Эстонии, Латвии и Литве.
"До сих пор следственные органы работали с большим объемом данных, предоставляли заявления о правовой помощи в другие страны и тесно сотрудничали с Финансовой инспекцией", – считает Нурм.
Эксперты шведского издания Dagens industri (DI) считают, что возможность отмывать деньги через прибалтийские филиалы Swedbank предоставила сама Швеция.
"Настало время, чтобы FI стало более агрессивным. Стало ясно, что руководство слишком мягко относится к банкам, и метод пряника не сработал. Отмывание денег считается менее серьезным преступлением, хотя на деле является одним из худших. Доходы от насилия, коррупции и преступности не должны быть превращены в законные активы в шведском банке. Если дочернее предприятие крупного шведского банка совершает преступление в Прибалтике, это в значительной степени дело Швеции", – отметила автор статьи DI.
Теперь странам остается только ждать решения. Первые результаты будут объявлены в начале следующего года.
Мыли, мыли. И, наконец, отмыли.
19 февраля Шведская корпорация телерадиовещания SVT сообщила, что общая сумма переводов между подозрительными счетами в Swedbank и филиалах Danske в странах Балтии оценивается не менее чем в 40 млрд шведских крон (3,8 млрд евро).
Известно, что в 2007–2015 годы через эстонский филиал банка прошло 200 млрд евро принадлежавших нерезидентам денег сомнительного происхождения.
В июльском выпуске шведской экономической газеты Dagens Industri (DI) журналисты напрямую обвинили эстонских руководителей Swedbank Прийт Перенса и Роберта Китта в попустительстве незаконного использования денежных средств.
В октябре председатель наблюдательного совета Swedbank Йоран Перссон заявил журналистам, что скандал с отмыванием денег в Эстонии породил ложные слухи об уходе Swedbank с рынка Прибалтики и филиалы продолжат работу.
Перссон добавил, что бизнес шведского банка остается успешным и Swedbank – эффективная компания, которая может бороться с отмыванием денег.