Все больше стран Евросоюза отзывают послов из Белоруссии. Как и следовало ожидать, процесс запустили страны Балтии. 5 октября глава МИД Литвы Линас Линкявичюс сообщил об отзыве своего посла для консультаций. Почти сразу такое же заявление сделал глава МИД Польши Збигнев Рау. Уже на следующий день посла из Минска отозвала Германия, а еще через сутки точно также поступили Латвия и Эстония.
Все это выглядит, как "эффект домино", впрочем, пока он не стал массовым для стран ЕС. Похоже, что на поводу у балтийских стран и Польши, которые сейчас относятся к Белоруссии максимально жестко, пошла только Германия. Такое отсутствие синхронизации действий в дипломатическом поле немного не укладывается в идею о единстве Евросоюза.
Напомним, глава представительства ЕС в Минске Дирк Шубель пока остается в белорусской столице и никуда уезжать не собирается. При этом он говорит о том, что Евросоюз един в своей позиции в отношении ситуации в Республике Беларуси (РБ). Выходит, единство есть, а синхронных действий на практике – нет.
Революции не вышло, устроим дипломатический демарш
МИД Белоруссии 2 октября сообщил, что Польше и Литве предложено до 9 октября сократить дипломатическое присутствие в стране – с 50 до 18 и с 25 до 14 сотрудников соответственно. Причиной такого шага в Министерстве иностранных дел РБ назвали "откровенно недружественные телодвижения в отношении Минска со стороны этих двух стран ЕС".
Напомним, в соответствии с положениями Венской конвенции о дипломатических сношениях, любая страна имеет полное право вообще отказать государству, которое хочет назначить туда посла. Белоруссии или какой-нибудь другой державе не нравится конкретная фигура, которая должна стать послом на ее территории? Она может потребовать назначения на этот пост другого человека.
Правительство РБ решило, что посольство Польши имеет слишком большой штат. Страна в своем праве потребовать от нее сокращения персонала. Правда, в таком процессе, как это часто бывает в международных отношениях, есть почти неприкрытый политический шаг. Нужно признать, что президент Белоруссии реализовал его весьма успешно.
"Дипломатам Польши и Литвы на дверь указал именно Лукашенко. Эти страны поартачились, но выполнили требование, тем самым признав, кто на самом деле является президентом Белоруссии (почему-то к Тихановской, которую они называли "избранным президентам", за помощью они не обратились). Остальные совершают акт солидарности, но не более того. Напомню, далеко не все страны ЕС Тихановскую признали серьезной, а главное – официальной, политической фигурой", – сообщил Baltnews политолог, политический обозреватель Владимир Корнилов.
Заметим, МИД Белоруссии пока что не сделал послов Литвы и Польши персонами нон-грата. Он порекомендовал их отозвать для консультаций в свои столицы. Такой дипломатический шаг можно назвать весьма сдержанным.
Но Латвия, Эстония и Германия, как будто ждали этого.
Действия балтийских стран вполне понятны, они почти сразу увязали свою внешнюю политику с литовским вектором бескомпромиссного противостояния с белорусскими властями. Но почему в этот процесс так быстро включилась Германия, которая еще в сентябре вообще пыталась всячески дистанцироваться от того, что происходит внутри и вокруг Республики Беларусь?
"Беломайдан" – проблема не для Лукашенко, а для ЕС
Протесты в городах Белоруссии и попытка вывести идею нелегитимности президента Александра Лукашенко на международный уровень пока что серьезных результатов не дали. Зато они добавили головной боли Евросоюзу, точнее, его ведущим в экономическом плане странам – Германии, Франции, Италии, Голландии. Впрочем, в информационном поле Запада отчетливо видна реакция только ФРГ, остальные страны пока что как бы стоят в стороне.
Как считает политолог, директор Центра политического маркетинга Василий Стоякин, в целом, Белоруссия недостаточно значимая причина для серьезного раскола в Евросоюзе. Отношение ЕС к "последнему диктатору" плохие еще с 1998 года и в принципе они особо не менялись.
"Другой вопрос, что одна часть Евросоюза будет считать Лукашенко непримиримым диктатором, а другая – подавать ему осторожные сигналы, протягивая "веточку для переговоров" на всякий случай, вдруг в будущем это пригодится. Вот мотивацию Германии, которая тоже отозвала для консультаций своего посла из Белоруссии, понять действительно сложно.
Я допускаю, что это связано с изменением отношения правительства ФРГ к России. Если раньше оно было из разряда "мы опасаемся вас", то теперь оно уже близко к откровенно враждебному. Вся эта клоунада с якобы отравлением Навального де-факто показывает, что между позициями немецкого и американского истеблишмента, если говорить об отношении к России, уже почти нет разницы", – рассуждает политолог.
Василий Стоякин считает, что причиной могла послужить обида Ангелы Меркель за то, что ей так и не удалось получить Нобелевскую премию мира за успех в переговорах по минским соглашениям касательно войны в Донбассе. Вообще параллель событий в Белоруссии с украинским опытом, как считает эксперт, очень сильная. Именно она заставляет Евросоюз разрываться между двумя решениями.
С одной стороны, ЕС считает украинский опыт майдана негативным и вроде как не хочет его повторения на улицах Минска. С другой стороны, у Евросоюза есть идеологические установки, которые нельзя игнорировать.
Их суть – "плохой диктатор" должен быть осужден, а "демократические протестующие" – поддержаны.
"Тот факт, что ни к чему хорошему подобная затея не приведет, а практической пользы в данном случае нет, Евросоюз не останавливает. Он повторяет опыт СССР, который в какой-то отрезок времени поддерживал любые страны, в том числе и в Африке, руководствуясь только идеологией и не думая, будет для него это выгодно или нет. Европа должна поддержать демократию. Точка. Искать рациональную составляющую в таких действиях Германии, бесполезно.
Конечно, из любой идеологии можно при умелом подходе извлечь пользу. Вот только обещанного рынка сбыта Евросоюз на Украине в итоге не получил. Похожая ситуация, если вдруг "беломайдан" увенчается успехом, произойдет и с Белоруссией, а значит, Германия сегодня работает на чистую идеологию без практической составляющей", – делает вывод политолог.
Плана нет, но "светлой демократии" он и не нужен
Дипломатический демарш со стороны Польши, стран Балтии и Германии не снизит производство нефтепродуктов на белорусских НПЗ, не остановит запуск атомной электростанции, которая уже почти готова. Отзыв послов даже не уронит рейтинг РБ на международной арене, поскольку тот и так уже последние 20 лет находится на одной точке. Белоруссия вообще в данном случае ничего не теряет и урона не несет.
Но Германия, являясь "ядром" ЕС, все же упорно пытается изолировать Белоруссию в дипломатическом поле, как этого хотят балтийские государства. При этом у правительства ФРГ нет четкого плана, что с ней делать дальше.
Да, есть страны в ЕС, которые не критикуют Александра Лукашенко, а значит, с помощью них в будущем можно торговать с РБ, заключать сделки, сотрудничать в рамках транзита товаров из Китая, который использует Белоруссию в своей магистрали "Один пояс – один путь".
Но, в целом, идеология Евросоюза в итоге лишь подтолкнет РБ к более тесному сотрудничеству с Россией. Это уже видно на примере желания белорусского правительства переориентировать весь транзит из прибалтийских портов в российские.
Напомним, даже по вопросам ценообразования нефти, которую Белоруссия покупает у РФ, стороны договорились всего за один месяц, хотя раньше споры по этому поводу длились годами. Дипломатические демарши по отношению к стране должны иметь какую-то оформленную цель. В Евросоюзе ее, похоже, нет. Зато есть неразбериха с идеологическими установками, от которых, как показала практика того же "Северного потока – 2", страдает реальная экономика и интересы ЕС.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.