Приговор окончательный: без России и Германии на странах Балтии можно ставить крест

Президент РФ Владимир Путин и канцлер Германии Ангела Меркель, архивное фото
AFP 2020 / TOBIAS SCHWARZ

Илья Круглей

Российско-германское сотрудничество могло бы оживить экономику Прибалтики, если бы не политика государств региона. Перспективы стран Балтии обсудили эксперты на Международном круглом столе "Стратегии развития Балтийского региона: взгляд из России и Германии".

Baltnews принял участие в Международном круглом столе "Стратегии развития Балтийского региона: взгляд из России и Германии", в ходе которого специалисты постарались объяснить, в каком направлении движутся Эстония, Литва и Латвия, а также какую роль в этом играют Россия и Германия.

Эксперты особо подчеркнули, что в условиях текущего обострения отношений между Евросоюзом и Российской Федерацией краеугольным камнем для Балтии может стать именно российско-германское сотрудничество.

Дружбы пока нет, но общее дело найти можно

По мнению немецкого журналиста-международника, политолога Александра Рара, сейчас не стоит ожидать нормальной кооперации между Россией и Германией. Слишком уж много на повестке дня геополитических противоречий, которые трудно разрешить в сжатые сроки. Но вне политического поля, особенно на региональном уровне, сотрудничество может оказаться на удивление продуктивным.

Александр Рар
РИА Новости
Александр Рар

"Восточные земли в ФРГ действительно готовы к более тесной торговле и работе по совместным проектам с Ленинградской областью, с Калининградом. Со стороны российского бизнеса и чиновников на местах тоже есть хороший энтузиазм и желание развивать отношения с соседями", – уверен Александр Рар.

Эксперт рассказал, что задел для сотрудничества с западными областями РФ в ЕС существует уже давно, причем 15–20 лет назад даже была надежда, что этот процесс будет поддержан всем Евросоюзом. В конце 1900-х и начале 2000-х годов в Европейском союзе придумали стратегию партнерства в регионе Балтийского моря – "Северное измерение", причем инициаторами тогда выступили скандинавские страны.

Политических раздражителей в их случае было меньше всего, поскольку Швеция не входит в НАТО, а Норвегия не состоит в ЕС.

Калининград
Калининград

Были созданы проекты по Калининграду, в котором правительства ФРГ и РФ даже готовились организовать подобие свободной торговой зоны. Говорилось много о пограничной торговле с Россией, причем учитывались не только прибалтийские страны, но и Польша. Разрабатывались транспортные коридоры. Они должны были идти через Балтию в страны Азии.

"К сожалению, в итоге ничего не вышло. Появился целый ряд конфликтов, который стал непреодолимым препятствием в серьезных проектах, в которых должна была участвовать Россия. Более того, появилась альтернативная стратегия для развития ЕС – "Восточное партнерство". Оно переключило внимание Евросоюза с РФ на более мелкие постсоветские страны: Белоруссию, Украину, Молдову и тому подобные. Во многом виноваты польские и прибалтийские элиты, которые никак не смогли смириться с идеей тесного сотрудничества с Москвой", – объяснил политолог.

После конфликта в Грузии, а затем и на Украине ЕС одобрил спешную милитаризацию территорий на границе с РФ, а это объективно "бьет" по любому сотрудничеству соседей. Именно это сейчас, как подчеркнул Александр Рар, мы видим и на примере Белоруссии, которая из-за агрессивной риторики и поведения балтийских государств готовится к потенциальному сворачиванию торговой деятельности и смещению транзитных потоков в сторону более надежного партнера – России.

Чем опасен стереотип "угрозы с востока"

Идеи общей безопасности на Евразийском континенте, к сожалению, пока остаются лишь мечтами, поскольку многие страны слишком зациклились на страхах якобы неизбежной войны со своими соседями. Об этом в своем выступлении подробно рассказал Стефан Оссенкопп – независимый исследователь и политолог из Германии.

Он отметил, что в США, когда вице-президентом страны был Дик Чейни, в начале 2000-х годов, была принята на вооружение стратегия – любыми способами помешать России и Китаю играть ключевую роль в Евразии.

"Мы видели, как Вашингтон принимал участие во многих войнах и цветных революциях на этом континенте. С каждым новым таким событием США уменьшали влияние Германии. Правительству ФРГ не нравилась идея расширения НАТО на восток, но оно в итоге так и не смогло ничего с этим сделать", – отметил немецкий политолог.

Он считает, что Балтийский регион имеет хороший потенциал для различных торговых коридоров, начиная от магистралей из Китая, заканчивая транспортным путем с юга на север – из Греции в северные порты в Прибалтике. Хуже всего, что инвестиции действительно могли бы идти в этот регион намного активнее: китайские вложения в тоннель от Таллина до Хельсинки, включение балтийских стран в магистраль "Один пояс, один путь".

Стефан Оссенкопп
Стефан Оссенкопп

Теоретически можно было бы даже включиться в проекты Северного морского пути России. Но пока что проектам такого рода не суждено сбыться из-за антироссийской повестки.

Пагубность такого процесса отметил и другой эксперт – исследователь Оборонного колледжа Таллина Веэбель Вильяр. Он подробно рассказал о мировоззрении политических элит стран Балтии, у которых сегодня работает весьма простой принцип: "РФ – потенциальный агрессор, следовательно, нет смысла с ним договариваться и торговать".

"Такое радикальное видение ситуации запирает регион Балтии внутри себя, отсекая его от нормального развития. Условие, при котором все это можно прекратить, практически невыполнимое. Политика балтийских республик готова измениться, только если в России вдруг за одну ночь уйдет действующая власть, а страна примет все правила Запада, не считаясь со своими законами. Ясно, что этого никогда не случится", – подчеркнул Веэбель Вильяр.

Из Прибалтики уходят немецкие банки и российский транзит

В ходе своего выступления старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН Владимир Оленченко рассказал о тенденции ухода крупного бизнеса из Балтийского региона. Он отметил, что с экономической точки зрения Эстония, Латвия и Литва были органично встроены в общую систему разделения труда при СССР. Когда они вступили в ЕС, встроиться в новый механизм получилось с большими оговорками.

По его словам, Германия с начала 2000-х годов играла важную роль в банковском секторе стран Балтии. Также Германия в Прибалтике открыла сборочные цехи бытовой техники с целью насытить товарами местные рынки. Но такая модель долго не продержалась, и "присутствие немецкого бизнеса стало сужаться – начали уходить банки, покинуло регион даже крупное агентство по недвижимости Oberhausen".

Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им Е.М. Примакова Российской академии наук (РАН) Владимир Оленченко
© Sputnik / Владимир Трефилов
Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений им Е.М. Примакова Российской академии наук (РАН) Владимир Оленченко

"Вполне допустимо, что Германия исчерпала все возможности балтийского рынка. Население в регионе стремительно уменьшается, покупательная способность невысокая, бизнесу попросту негде развернуться. Еще одна возможная причина – негласное разделение рынков ЕС между немецким и шведским капиталом", – отметил Владимир Оленченко.

По его словам, когда немецкий капитал ушел из Прибалтики, регион остался в распоряжении шведского бизнеса и банков. Раньше была здоровая конкуренция, а теперь Скандинавия, по сути, получила монополию на присутствие в финансовом секторе Балтии. Сегодня, к примеру, в Эстонии на рекомендации Swedbank ориентируются больше, чем на национальный банк страны, а правительство пользуется аналитикой зарубежной финансовой организации.

В свою очередь директор "Балтийского форума" Александр Васильев отметил, что Балтию покидает российский транзит, который был естественным экономическим фактором региона еще со времен Ганзейского союза. Если посмотреть уже на более современную историю, то Балтия, будучи частью СССР, была одним из серьезных центров промышленности, моторостроения, фармацевтики и создания электрооборудования.

"Сыграла роль синергия – инвестиции из Российской империи (позже – Советского Союза) и технологии Германии. Но теперь такая модель не работает из-за политических аспектов. Результат – транзит грузов из России уходит, об инвестициях в балтийские страны уже не идет речи. Даже такие проекты, как Rail Balticа, могут оказаться полезными только при участии перевалки грузов с российской колеи на европейскую с целью дальнейшей транспортировки товаров и сырья в Европу, в том числе и с перегрузкой на автодороги Е67, Е22, Е77. Но никто этим заниматься не хочет", – рассказал Александр Васильев.

Можно ли возобновить сотрудничество с соседями?

Есть ли еще какие-нибудь точки соприкосновения в Балтии для РФ и для ФРГ, чтобы как-то восстановить контакты с балтийскими республиками? На этот вопрос для Baltnews ответил исполнительный директор "Балтийского форума" Александр Васильев.

"В Латвии рухнула банковская сфера. Российские финансовые потоки оттуда ушли под давлением, а немецкий бизнес – потому что больше не видит там потенциала. В Эстонии или Литве вести бизнес (для капитала из РФ и ФРГ) намного легче. Правда, это не отменяет негативных факторов, затрагивающих весь Балтийский регион. Я говорю о демографическом оттоке, который сужает местные рынки и снижает покупательскую способность", – сказал эксперт.

Директор Балтийского форума Александр Васильев
Директор Балтийского форума Александр Васильев

Васильев считает, что, кроме транзитных потоков, у Балтии есть некоторые точки соприкосновения с российским и немецким бизнесом. Это, к примеру, деревообрабатывающая промышленность в Латвии, которая могла бы использовать для экспорта не только свое сырье, но и поставки того же сырья из России.

"Есть некоторый потенциал в пищевой промышленности и даже в фармацевтике, где еще со времен СССР в той же Латвии остался неплохой научный задел для работы в этой сфере. Балтия могла бы заинтересовать европейский бизнес сельскохозяйственными угодьями, в первую очередь, для животноводства", – заключил эксперт.

Работы по серьезным проектам не будет

Балтия получала сырье и инвестиции от России, а технологии – из Германии, при этом страны активно пользовались торговыми магистралями. Однако сегодня Эстония, Латвия и Литва ради политических целей остекли себя от рынка "на востоке". Результат – нормальное развитие региона без естественных экономических партнеров сильно замедлилось.

Это, возможно, и стало причиной ухода оттуда немецкого бизнеса, не видящего в местных рынках серьезного потенциала.

Да, есть возможность совместной работы в отдельных сферах деятельности вроде деревообработки. Но такие проекты не принесут серьезного оживления балтийским экономикам, которые без дотаций от ЕС, которые могут сильно сократиться с 2021 года, окажутся в максимально трудных условиях.

Балтию обходят стороной, когда речь идет о по-настоящему доходных проектах.

К примеру, контрейлерные перевозки грузов в Калининград задействуют транспортную инфраструктуру Балтии, но прибыль от них минимальная, поскольку никакой перевалки грузов на ее территории не делается.

Когда же речь идет о новых международных магистралях вроде "Один пояс, один путь", то Прибалтика вообще остается в стороне, а Россия и Германия включают в этот проект другие страны Восточной Европы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме