Мир с русскими, вражда с немцами
Победа русских над немцами в XIII веке на Чудском озере всегда занимала особое место в истории России. Сегодня ее память является официальным днем воинской славы России, согласно Федеральному закону 32–ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России". Она важна и для истории взаимоотношений русского и прибалтийских народов. Ведь это событие предопределило наши отношения на восемь веков вперед. Тогда прибалтийские народы разделились как бы на две партии: одна дружелюбная к русским и враждебная к немцам и другая с противоположными настроениями. И в побоище прибалтийские народы участвовали с обеих сторон.
Земли Ливонского ордена располагались на территории современных Литвы, Латвии и Эстонии. Резиденция магистра ордена находилась недалеко от Риги в Венденском замке. До Новгорода – 500 км, а до Пскова – 300 км. У немцев возник большой соблазн захватить земли Руси, Литвы и чуди. И они не устояли перед ним, что кончилось плачевно.
Свою агрессию католики прикрыли религиозными лозунгами. В 1238 году римский папа Григорий IX разрешил королю Швеции Эрику Шепелявому идти в очередной крестовый поход против Руси. Всего таких походов было до сорока.
Год ушел на то, чтобы шведам и немцам договориться о совместных действиях. Да и момент похода был выбран удачно. Русские княжества были ослаблены монголами. В случае поражения им грозило насильственное обращение в католицизм. Несогласных религиозные фанатики убили бы. Так они уже поступали со многими прибалтийскими племенами.
Первая битва – на Неве Наследие Ливонского ордена: как живет в наши дни замок Раквере
Первая атака немцев и шведов захлебнула их в собственной крови в Невской битве 1240 года. Молодой князь Александр после победы на Неве получил прозвище Невский.
Русские развивали успех, отвоевывая земли, захваченные немцами и продвигаясь к городу Юрьеву, основанному киевским князем Ярославом Мудрым. Сегодня этот русский город называется Тарту, а тогда он был завоеван немцами и переименован в Дорпат, на немецкий манер. Дорпатский католический епископ боялся, что русские вернут свой город. Тогда они уж точно не похвалят немцев за их поступки. Ведь они захватили город в 1224 году и казнили его жителей – чудь и славян. И он позвал Ливонский орден на помощь.
Перед побоищем
Реванш должен был состояться на льду Чудского озера. Настало утро 5 апреля 1242 года по юлианскому календарю. Гордые рыцари, закованные в железо, шли колонной по поверхности озера, скованного льдом. Во главе колонны шел командир тевтонского гарнизона Риги Андреас фон Вельвен. За ним семенил Герман фон Буксоевед – тот самый епископ Юрьева – Дерпта. Отряд по современным меркам небольшой – от 50 рыцарей и несколько сот человек свиты. Хотя отдельные историки сегодня говорят о нескольких тысячах воинов.
Русское войско возглавлял князь Александр со своим братом Андреем. Все войско состояло из дружины князя и ополчения – новгородцев и псковичей. Простые горожане на Руси в то время были хорошими воинами. Русских воинов было больше немцев – все же русские были на своей земле. Историки затрудняются назвать точное число, но, вероятно, счет идет на сотни человек.
Спокойно и грозно смотрят на врагов русские воины. Ненавистью горят взгляды непрошеных гостей. Князь внимательно осматривает колонну неприятеля – черные силуэты врагов хорошо видны на белом льду. В то время как основную часть своего войска князь скрыл за стоящими впереди лучниками. Дальше всех стоял особый отряд из отборных всадников – запасной полк. Он должен был вступить в битву в ее конце и решить ее исход.
"Бысть сеча велика немцам и чуди"Смогут ли Эстония и Латвия возродить Ливонию?
Наконец враги приблизились на расстояние полета стрелы. Колонна рыцарей разворачивается в линию, фланги от окружения прикрывает пехота. Трубит горн, и рыцари поскакали в атаку на русских воинов. Навстречу им полетели русские стрелы.
Вот как описывает начало битвы самая древняя и полная "Новгородская первая летопись старшего извода". "Немци же и чудь поидоша на них. Узрев же кньязь Олександр и новгородци поставиша полкъ на Чюдьском озере на Узмени у Воронья камени. И наехаша на полкъ их немци и чудь. И пробишася свиньею сквозе полкъ. И бысть ту сеча велика немцемъ и чуди". Лучники, выдвинутые вперед, обстреляли немцев с большого расстояния. Однако их опрокинула атака конницы. Самоуверенные немцы прорвали строй русского полка "свиньей" и увязли в рукопашной схватке.
Что такое "свинья" не совсем понятно. Боевое построение колонной в виде треугольника известно немцам еще с железного века. Но военные специалисты считают, что такое построение применимо только для атаки пехоты и неприменимо для рыцарской конницы. Основная тактика атаки конницей была "лава". Всадники выстраивались в длинную линию и с копьями наперевес скакали на противника.
Как бы там ни было, "Бог помог новгородцам", говорит летописец. Немцы были окружены русскими воинами, потеряли строй, дрогнули и побежали. Еще быстрей побежала чудь, "дав плечи", то есть повернувшись спиной. Русские гнали врагов по льду 7 верст. Гоняясь два часа за немцами, русские взяли в плен 50 человек, как сообщает летопись. Всего погибло 400 немцев и "чуди без числа". О русских потерях летописец не сообщает, но они тоже были значительны.
Как на Руси рыцари перевелисьМежду Эстонией и Россией: как возводили Нарвский замок
Память о Ледовом побоище и о князе Александре с веками не меркнет, а только ярче сияет. Авторитет князя был непререкаем при жизни. Почитание его как святого началось сразу после смерти. Из Владимиро-Суздальского княжества оно распространилось по всей Руси. На землях этого княжества сегодня располагается Москва. С возвышением Москвы почитание князя еще более усилилось. Ведь в Москве правила династия Даниловичей – прямые потомки Александра Невского.
В новгородских церквях победа князя Александра поминалась на богослужении на службах еще в XVII веке. При Петре I Невский герой стал покровителем города на Неве и небесным защитником от католического запада.
Коммунисты начали борьбу со святым князем. В 1922 году они осквернили мощи князя в Александро-Невской лавре в Петербурге и обругали его "приспешником новгородского торгового капитала". Однако Сталин вновь поднял имя князя на щит. Незадолго до войны в 1937 году режиссер Сергей Эйзенштейн снял свой знаменитый фильм "Александр Невский", который до сих пор влияет на современный образ князя.
Сегодня князь стал примером для подражания русских православных христиан. В массовой культуре русский князь тоже занял свое место. В интернете можно видеть рисунки тонущих рыцарей, сопровождающиеся комментариями, что со времен Ледового побоища на Руси "перевелись рыцари".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.