Инвестировать в Российскую Федерацию, несмотря на санкции и русофобскую повестку в информационном поле Запада, можно, но не всем. "Европа двух скоростей" означает не только разную степень экономического развития членов ЕС, но и уровень интенсивности их торговых взаимоотношений со своими соседями.
Политика Евросоюза по отношению к России в последние годы становится все более гибкой. Санкции ЕС против РФ после 2014 года никто не снимает, но при этом Старая Европа не стесняется инвестировать в важнейшие для экономики России проекты.
Примечательно – президент Франции Эммануэль Макрон говорит, что российского оппозиционера Алексея Навального точно кто-то отравил, но уже на следующей неделе после такого заявления, в ходе своего визита в Латвию, призывает балтийские страны возобновлять диалог с российским правительством.
В случае с Германией все еще запутаннее. Канцлер ФРГ Ангела Меркель потребовала от Москвы дать объяснения по ситуации с отравлением Навального. Но при этом она же уверяет всех, что никто "Северный поток–2" отменять из-за этого не будет.
А председатель Бундестага Вольфганг так и вовсе недавно заявил, что Германии нужно наладить более тесное и честное сотрудничество с Россией. А в это же самое время со стороны некоторых восточноевропейских стран, включая балтийские государства, антироссийская критика продолжает усиливаться.
Говорить после этого о единстве и общеевропейской солидарности во внешней политике ЕС становится все сложнее.
В чем смысл "реверанса" Старой Европы
Антироссийская риторика в инфополе Евросоюза никуда не делась, но при этом политики и министры наиболее сильных в экономическом плане стран ЕС, говорят о необходимости сближения с Россией.
К примеру, министр экономики Франции Брюно Ле Мэр недавно сообщил, что государственной задачей для его державы является снятие санкций против России. Еще более смелые заявления прозвучали от председателя Бундестага Вольфганга Шойбле.
"В решающие годы этого, по-видимому, в Америке не осознали и ничего не сделали. Мы должны попытаться прийти к более тесному сотрудничеству с Россией с полным уважением к ее требованиям и истории – то же самое касается и Китая", – цитирует немецкого политика издание Deutsche Welle.
Все это несколько не увязывается с антироссийской риторикой и санкциями, которые, напомним, действуют против РФ уже 6 лет.
Как объяснил в беседе с Baltnews исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов, слова Шойбле нужно понимать, скорее, как дипломатический реверанс. В эти дни отмечается объединение Германии, в Дессау открыли забавный памятник Горбачеву, проходят различные мероприятия. Публике намекают на то, что Россия не всегда была демонизирована Западом.
"В нынешней политической реальности для поворота в отношениях между ФРГ и РФ прослеживается мало позитивных факторов, если не считать хозяйственные интересы. Фактор Навального будет пока что сильно мешать развороту Берлина в сторону Москвы", считает эксперт.
"Что касается фразы Макрона в ходе его недавнего визита в Латвию, то в нем звучит раздражение постоянным шантажом ЕС балтийскими республиками, раздувающими тему "страшной России". Речь скорее идет о том, чтобы Литва, Латвия и Эстония сами искали диалог с РФ и были открыты для него, а не пытались через Европу давить на РФ. То есть, Макрон попросил немного прикрутить фитилек у главного политического бизнеса локальных балтийских элит. Не более того. Никакого реального тренда на сотрудничество с Москвой в Старой Европе нет и пока не прослеживается ", – отметил Вячеслав Данилов.
Аналитик уверен, что при любом исходе выборов в США нынешнее отношение Америки к правительству России тоже не изменится, а может даже и ухудшится. COVID-19, как показала практика, скорее разделяет нации, чем заставляет объединяться. Работы российских дипломатов мало – чтобы в корне изменить такую ситуацию, нужно что-то более серьезное. Но есть один нюанс: Европа активно торгует с Россией, более того – именно Франция и Германия инвестируют в эту страну.
Ничего личного – просто бизнес
Если сравнить, как относятся к России (не на словах, а на практике) периферийные страны и "ядро" ЕС, то разница окажется очень серьезной.
Балтийские страны, с одобрения Еврокомиссии, готовятся ко второму этапу отключения от энергокольца БРЭЛЛ с Россией и переориентации на энергетическую систему Западной Европы. При этом Литву, Латвию и Эстонию не беспокоит, что Еврокомиссия выдала им на эту операцию 720 миллионов евро, а для создания генерирующих мощностей, способных полностью заменить объемы закупаемого у России электричества, необходим будет еще, как минимум, один миллиард евро.
Зато Германия активно вкладывает в российские Северные "потоки" и даже защищает газопроводы от нападок США.
Выходит, "Европа двух скоростей" означает, что одним с Россией в области энергетики сотрудничать можно, а вот другим – нельзя. Это, кстати, видно не только на примере поставок энергоносителей.
"Некоторые страны ЕС, к примеру, Греция, где и без того слабая экономика, были вынуждены поддержать антироссийские санкции. Итог – сельское хозяйство страны потеряло важнейший для него рынок сбыта, а сфера туризма – многочисленных клиентов. А как обстоят дела у экономики Германии и Франции? Они не понесли убытков, наоборот, страны поддерживают замечательные двусторонние экономические отношения с РФ", – пишет издание El Confidencial.
Выходит, пока французский министр или немецкий председатель Бундестага говорят о необходимости снятия санкций с России, их страны де-факто их и так особо не соблюдают. Официально, конечно, они рестрикций не нарушают, но кто запрещает пользоваться лазейками?
Напомним, Россия в 2019 году вошла в Топ-10 наиболее привлекательных для иностранных инвесторов стран Европы (данные британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young – прим. автора). Вероятно, когда речь идет о заработке, политика в Старом Свете отходит на второй план. Лучше всего это видно на примерах ведущих стран ЕС.
"Антироссийские" санкции Германии и Франции
Согласно данным Российско-немецкой торговой палаты, копании из ФРГ за 2019 год вложили в РФ 3,3 миллиарда евро, что намного больше, чем до присоединения Крыма и введения антироссийских санкций. Положительная тенденция подобного инвестирования наблюдалась не только в прошлом году. В 2018 году Бундесбанк отчитался о росте объема российско-германской торговли на 8,4% – до 61,9 миллиарда евро.
А еще годом ранее этот же банк сообщил, что объем прямых немецких инвестиций в Россию вырос по сравнению с предшествующим годом почти на 14%. И на фоне всего этого правительство Германии требует от других членов ЕС соблюдать антироссийские санкции.
Похожим образом ведет себя и Франция. Ее ведущая в нефтегазовом секторе компания Total спокойно становится акционером арктических проектов – "Ямал СПГ", "Арктик СПГ–2" – по добыче углеводородов российской компанией ПАО "Новатэк", которая находится под американскими санкциями. Отметим, что вложения Total измеряются миллиардами евро. Более того, инвестиции идут в производство и транспортировку российского СПГ – прямого конкурента американского сжиженного газа на европейском рынке.
Конечно, коронавирус внес свои коррективы. Первое полугодие 2020 года показало весьма серьезное снижение инвестиций из ведущих стран ЕС в Россию. Упала и торговая активность. Объем товарооборота между ФРГ и РФ, к примеру, за первые два квартала этого года сократился на 24%. Однако все это лишь конъюнктура рынка. COVID-19 не будет вечным, да и страны со временем адаптируются к новым условиям.
Деловые связи с РФ для европейских стран – роскошь?
Каким бы страшным геополитическим противником Европа не представляла себе Россию, эта страна объективно является один из лучших партнеров, которого она может найти на континенте.
У ЕС больше нигде не существует соседа с набором практически всех типов природных ресурсов и транспортной инфраструктуры, позволяющей их доставлять с наименьшими затратами. Более того, "российский агрессор" не выдвигает ультиматумов, не вводит протекционистские меры и не начинает торговые войны, как некоторые "друзья" из-за океана.
Другой вопрос, что налаживать торговые связи, увеличивать товарооборот и работать в совместных проектах с РФ можно далеко не всем европейским государствам. Это не значит, что им кто-то запрещает. Иногда сближения с РФ не хотят местные политические элиты, особенно в балтийских странах. В этом и проявляется "Европа двух скоростей".
Многие политики и эксперты считали, что термин "Европа двух скоростей" несет в себе только экономическую составляющую, означающую, что страны ЕС развиваются с разной скоростью. Но есть и политический аспект. Одни пытаются адаптироваться, несмотря на идеологию, другие – нет.
Как отметил политолог, председатель Крымской региональной общественной организации "Центр политического просвещения" Иван Мезюхо, трения во взаимоотношениях Франции и США, а также Германии и США, подвигают ряд европейских держав задуматься над пересмотром политики в отношении России.
Дональд Трамп нарушил давний принцип, при котором американцы давали какие-то экономические преференции Евросоюзу взамен на то, что страны этого объединения жертвовали частью своего суверенитета в угоду Вашингтона. В этом смысле появляются возможности для России в плане установления новых отношений с Европой.
"Важно, что Вольфганг Шойбле, пусть и не прямо, но признал, что Россия – это сверхдержава. Однако, не все хотят признавать эту реальность. Например, недавно на страницах шведского издания Svenska Dagbladet журналисты в своих вопросах пытались отрицать этот факт. Это какие-то фантомные боли. А страны Прибалтики, например, в своей верноподданнической проамериканской политике пытаются отрицать реальность и здравый смысл: Россия для них враг, не сверхдержава и так далее. Они не изменят своей позиции даже тогда, когда Германия и Франция займут более конструктивную сторону в отношениях с РФ. Литва, Латвия и Эстония считают себя форпостом американских интересов на рубежах Евросоюза. Этим и живут, и хотели бы существовать за счет такой политики в дальнейшем" – уверен политолог.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.