"А что Прибалтика?". Финны скучают по сотрудничеству с Россией

Рабочий визит президента РФ В. Путина в Финляндию
© Sputnik / Алексей Дружинин

Анастасия Филиппова

Финляндия выстраивает с Россией сотрудничество с учетом экономических факторов, а странам Балтии следовало бы брать с нее пример.

Вопрос о сотрудничестве особенно остро стоит между странами Балтии и Россией. После обретения независимости правительства Латвии, Литвы и Эстонии по политическим причинам предпочитают отказываться от экономически выгодного сотрудничества.

Недальновидная политика правительств стран Балтии чревата последствиям – потеря транзита, уход инвесторов, приостановка работы торгпредства в Эстонии, Латвии, а в Литве – вообще его ликвидация. В перспективе утрата главного торгового и стратегического партнера в виде России для стран Балтии будет невосполнима. Нет никаких оснований полагать, что правительства Латвии, Литвы и Эстонии одумаются и начнут взаимодействовать с Россией по принципу "бизнес – отдельно, политика – отдельно".

При этом под боком у стран Балтии есть успешный пример такого сотрудничества – Финляндия. Северный сосед придерживается рациональной и разумной политики нейтралитета. Прагматичные финны не стремятся разрывать с Россией социально-экономические и культурные связи. Несмотря на непростое прошлое и противоречивую историю XX века, отношения между Россией и Финляндией благожелательные, а сотрудничество реализуется на всех уровнях.

"Истинная и устойчивая безопасность начинается с образования, экономических возможностей и равенства", – отмечал бывший посол Финляндии в Латвии Олли Кантонен. Аналогичной позиции придерживается и финский лидер Саули Ниинисте, который неоднократно говорил о необходимости сотрудничать, а не конфликтовать с Россией и отмечал, что "многие направления взаимодействия развиваются в положительную сторону", даже несмотря на пандемию коронавируса, которая внесла свои коррективы.

"Долгая история взаимодействия у наших стран, но на сотрудничество государств Балтийского региона влияет политический фактор. Много причин есть для региональных конфликтов. Климат отношений между странами постоянно меняется, не только коронавирус стал причиной экономического спада", – справедливо отметил во время международной конференции "Стратегии развития Балтийского региона" чрезвычайный и полномочный посол Талвитие Хейкки.

Упорная статистика

Плоды такого прагматичного подхода можно проиллюстрировать конкретным примером.

В 2019 году Россия была одним из трех крупнейших торговых партнеров Финляндии. Товарооборот России с Финляндией составил около 13, 6 млрд долларов. Экспорт финских товаров в Россию составил в 2019 году 4 млрд долларов, а импорт из России – 10 млрд долларов. Больше всего Россия импортировала машины, оборудование и транспортные средства – 38,86% от всего объема импорта России из Финляндии, а также продукцию химической промышленности, металлические изделия, древесины и минеральные продукты.

Для сравнения: в 2019 году товарооборот России с Латвией составил всего 5,5 млрд долларов, с Эстонией – около 3 млрд долларов, с Литвой – 4,1 млрд долларов. Получается, у одной Финляндии торговый оборот с Россией больше, чем у всех стран Балтии, вместе взятых.

Экспорт России в Латвию в 2019 году составил 5 млрд долларов, в Эстонию – 2,5 млрд долларов, в Литву – 3,4 млрд долларов. Импорт из России в Литву, Латвию и Эстонию составил около 500 млн евро с минимальными колебаниями для каждой из них.

Разница в цифрах очевидна, тем не менее как в экспорте, так и в импорте Россия – главный торговый партнер Литвы. Эстония торгует с Россией не менее бойко и по объему товарооборота занимает третье место после Финляндии и Германии. Для Латвии Россия остается главным торговым партнером за пределами Евросоюза.

Последние несколько лет трудами предпринимателей, которые выступают против антироссийской политики и не поддерживают курс властей, объемы экспорта и импорта растут. Во всяком случае, так было до пандемии коронавируса. Не будем забывать и о показателях товарооборота 2014 года, когда из-за санкций Евросоюза против России было потеряно фактически все, и все успехи, достигнутые в торговле за последние годы, можно считать "выходом из минуса". Особенно в продовольственной сфере.

Так, российский запрет на поставку рыбных консервов привел рыбоперерабатывающую отрасль Латвии к падению производства до 40%, убытки составили более чем 100 миллионов евро, экспорт сельскохозяйственной продукции Литвы в Россию сократился в 3,5 раза, литовские производители были вынуждены искать новые рынки сбыта в Китае и США. Был нанесен серьезный урон рынку молочной продукции, где на Россию приходилось более 20% всего экспорта, на этом страны Балтии потеряли 227 миллионов евро.

Консервы с латвийскими шпротами в супермаркете
РИА Новости
Консервы с латвийскими шпротами в супермаркете

Дополнительный ущерб нанесли и ограничения Москвы, связанные с запретом поставок продовольственных продуктов в связи с несоответствием российским стандартам качества.

К этому стоит еще добавить и то, что Россия в феврале текущего года приостановила работу своих торговых представительств в США и странах Балтии. Об этом сообщил глава Министерства промышленности и торговли России Денис Мантуров:

"По странам Балтии мы, наоборот, сегодня там приостанавливаем работу. Мы не закрываем, потому что у нас есть государственные, межгосударственные соглашения, но мы приостанавливаем работу как раз, чтобы не было имитации бурной деятельности. Мы же понимаем, как сейчас там складывается и экономика, и как складываются наши торгово-экономические отношения. Здесь дополнительной поддержки со стороны торгпредств не требуется", – отметил он. И был прав.

Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров
Фотохост-агентство brics-russia2020.ru
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров

Рынки стран Балтии слишком малы, чтобы прикладывать дополнительные усилия по их сохранению, а политические режим этих стран делают эти усилия напрасны, потому что не гарантируют безопасность бизнесу. Могут и счета в банки заморозить за "сомнительные транзакции" и устраивать проверки, в том числе и на знание госязыка.

А финны, наоборот, пожелали сотрудничать с Россией на более тесном уровне. Об этом свидетельствует и тот факт, что зимой этого года мэр финского города Савонлинны Янне Лайне предложил создать особую экономическую зону совместно с Петербургом, Ленинградской областью и Юго-Восточной Финляндией.

По мнению мэра, эта мера диверсифицирует денежные потоки, облегчит перемещение людей и расширит возможности оказания услуг.

Финансировать создание зоны Лайне предложила за счет средств, выделяемых из европейских фондов на программы сотрудничества Евросоюза со странами-партнерами на внешних границах.

Сложно представить, что такая идея возникла бы у кого-то из политиков стран Балтии. Деньги из европейских фондов они осваивают по-другому, вкладывая их в то, что потеряли из-за своего экономически нецелесообразного подхода.

А ведь могло быть и по-другому, хотя бы в силу того, что в странах Балтии значительная часть населения говорит на русском языке гораздо лучше, чем на английском. Казалось, почему бы не воспользоваться имеющимся преимуществом и начать хотя бы сотрудничество?

"Мягкая сила"

Начать можно хотя бы со сферы образования, науки или культуры. Однако правительства стран Балтии в этом не заинтересованы, общения на русском избегают и вытесняют его из языкового пространства.

Особо выделяется Латвия. У около 40% населения страны русский – родной язык. Правящие элиты принимают закон о переводе всех образовательных учреждений на латышский. Под "националистский каток" попадают и частные вузы, которые реализовывали программы на русском языке.

Именно это обеспечивало спрос на образовательные услуги у студентов из России и стран СНГ, которые заинтересованы в том, чтобы учиться на родном языке и получать при этом диплом европейского образца.

Была прекрасная рабочая схема: студенты платили за обучение, что обеспечивало приток в государственную казну дополнительные денежные поступления. К сожалению, правительство Латвии посчитало такой доход "идеологически" неправильным.

Эстония ведет себя в этом плане дальновиднее своей соседки, предоставляя обучения на русском пусть по ограниченному количеству программ, а в Таллинском университете есть возможность начать учиться на русском языке и продолжить потом на английском или эстонском.

Таллинский технический университет
© Sputnik / Вадим Анцупов
Таллинский технический университет

Лидером среди стран Балтии по привлечению русскоговорящих студентов можно назвать Литву. Клайпедский университет предлагает целых шесть образовательных программ на русском языке. Это повышает конкурентоспособность литовских вузов.

Очевидно, что если у человека есть выбор учиться в Финляндии или любой из стран Балтии на английском языке, то выбор будет не пользу последних. В то время как о сотрудничестве балтийских вузов с российскими почти ничего не слышно, о совместных проектах, реализуемых Финляндией и Россией, речь идет постоянно.

Так, например, только в период с 2014 по 2020 год университеты двух стран совместно провели около 18 научно-исследовательских проектов.

Об одном из таких проектов в ходе конференции рассказывали координатор исследований Финского центра российских и восточноевропейских исследований Александровского института Лариса Кангаспуро. По словам Кангаспуро, сейчас в сотрудничестве с России ведется научно-исследовательская работа по теме политического и культурного влияния заключенных ГУЛАГА из числа этнических меньшинств в России и Европе.

"Планируем мониторинг, распространять результаты проекта через СМИ. […] К пандемии никто не был готов, но я очень счастлива, что все продолжают работать над проектом и наша работа очень важна", – отмечает исследователь.

Об успешном сотрудничестве в сфере образования рассказывала и советник мэра Иматры по международным вопросам Лаитимо Теа. По ее словам, Россия и Финляндия упорно работают над реализацией программ по обмену. Близость города Светогорска к финским границам дает уникальную возможность, чтобы дети из России могли поучиться в финских школах, и наоборот.

Пандемия коронавируса внесла коррективы, обмен заморожен, но в дальнейшем процесс возобновится, сейчас контакты сохраняются и образовательные учреждения продолжают сотрудничать в дистанционном формате.

"Нам нужны наши соседи, нам нужны перемещения, нам нужно сотрудничество. Мы скучаем, надеюсь, что вскоре такая возможность снова появится", – говорит Лаитимо Теа.

Интересно, когда правительство стран Балтии поймет, что им тоже нужны их соседи? Начать можно хотя бы со сферы образования и науки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме