Сергей Чаулин, член правления НКО "Российские соотечественники Европы" (РСЕ) и бессменный уже много лет координатор шествия "Бессмертный полк" в Таллине, в беседе с Baltnews передал призыв к властям Эстонии от русскоязычных эстоноземельцев: "Мы хотим мира. Должны быть остановлены любые провокации конфликта между различными общинами в стране".
Гибридная война с Россией: на какую память замахнулись в Эстонии >>>
Чаулин убежден, что с ним согласны большинство русских в Эстонии: "Хотелось бы обратиться к государству, к полиции, к военным, чтобы они встали на защиту памятников. В частности, на Военном кладбище, которое находится под юрисдикцией военных. Памятники, которые находятся на Военном кладбище, символизируют не только героизм победивших в Отечественной войне, имеющих отношение к Советской армии. Там есть могилы и памятники немецким солдатам и офицерам, эстонским военнослужащим. В свое время многие их них оказывались по разные стороны фронта. Однако кладбище – это место покоя и примирения".
"У нас в Таллине вообще много памятников и советским воинам, и евреям, и немецким солдатам, и воевавшим эстонцам. Мы, русские, не уродуем чужие памятники и могилы. И город, и государство, и военные должны подумать о том, что пора взять места захоронения и памятники под охрану. Иначе это может плохо кончиться. Зачем нам это надо? Мы хотим мира. Провокации нам здесь не нужны", – подчеркнул Сергей Чаулин.
Напомним, накануне стало известно, что в очередной раз был совершен чудовищный акт вандализма – изуродован значимый и любимый многими и многими эстоноземельцами памятник "Бронзовый солдат". "Хотелось бы, чтобы эстонская полиция действительно расследовала происшествие, нашла преступников, совершивших акт вандализма", – сказал в связи с этим Чаулин.
Он вспомнил, что "два или три года назад уже подавали в полицию заявление о факте вандализма: "Мы пришли возложить цветы к "Бронзовому солдату" 22 июня и обнаружили наклеенную на памятнике антироссийскую листовку. Тогда писали заявление в полицию, но полиция протянула расследование с 22 июня до октября. И ничего на камерах якобы не увидели. А там целая куча камер. Только вокруг "Бронзового солдата" стоят пять камер".
Чаулин также отметил, что ни Эстонии в целом, ни Таллину, где немалая доля населения состоит из русскоязычных, не нужны провокации: "Важно, чтобы в городе было спокойно. Зачем плевать людям в душу? Зачем затрагивать важные многим и многим коренным жителям Эстонии ценности, от которых они не в силах отказаться?".
Да и само требование такого шага равносильно нарушению права человека на самоопределение и сохранение своей исконной культурной, исторической идентичности.
"Те, кому важна память, связанная с "Бронзовым солдатом", не лезут в чужие дома и души, не навязывают свое видение мира и реальности. Это к ним постоянно лезут с откровенным вмешательством в их ментальный и духовный мир, их провоцируют на конфронтацию и противостояние", – отметил Чаулин.
Более того, когда на памятник клеится листовка или его обливают краской – с этим еще можно справиться, можно как-то отмыть. Но чудовищное вредительство с буквальным срезанием деталей памятника уже ничем не исправить – кусок бронзы не приклеишь, не приваришь.
Чаулин убежден, что эстонская полиция должна продемонстрировать всему народу – каждый совершающий подобное преступление понесет ответственность перед законом, независимо от родного языка, политических взглядов, вероисповедания и исторических корней. Это было бы справедливо и со стороны государства, и для сохранения веры людей в сам институт эстонской государственности.
Русские Эстонии с уважением относятся к эстонской государственности, не покушаются на государственное устройство и порядок в стране. И все еще ждут, что их права на собственные ценности и историческую и культурную память получат, наконец, такое же уважение со стороны властей, способных, несмотря ни на что, сохранять мир и покой в стране для всех ее жителей.