Премьер-министр Эстонии, глава Партии реформ Кая Каллас рассказала о планах постепенного перехода на полностью эстоноязычное образование.
"Мы договорились о том, что запустим план действий по эстоноязычному образованию. Что это значит? Это значит, что мы хотим унифицировать эстонское образование", – заявила Каллас в интервью ERR.
Она отметила, что реформисты и центристы договорились выделить больше денег на развитие эстоноязычного образования. "Начнем мы с детских садов, именно потому, что в детском саду дети хорошо впитывают язык. Если они освоят язык в детском саду, то дальше им будет легче в школе, при переходе на следующие школьные ступени", – поделилась планами Каллас.
По ее словам, если детские сады будут предлагать обучение на эстонском языке, дети смогут его выучить до такой степени, что у них не будет никакой причины или потребности идти в русскоязычную школу.
Что касается образования на русском языке – премьер-министр дала четкий ответ: государство не станет его повсеместно поддерживать, и теперь в Эстонии останутся несколько специализированных гимназий, в которой будут углубленно изучать русский язык и культуру.
Позиция в Центристской партии
Сохранение русских школ – один из приоритетов Центристской партии, говорят ее члены. "До тех пор, пока Центристская партия входит в коалицию (в любом составе), закрывать русские школы или переводить их на эстонский язык государство не будет", – заявил ERR депутат Рийгикогу Андрей Коробейник.
Министр государственного управления, занимавший несколько месяцев пост министра образования, Яак Ааб подчеркнyл, что вопрос о резком закрытии русских школ и механическом переводе из одной школьной среды в другую стал "красной линией" в переговорах Центристской партии и Партии реформ.
Тем не менее в Центристской партии считают, что у русских школ больше нет будущего в Эстонии. В интервью Baltnews депутат Рийгикогу Михаил Стальнухин оценил ситуацию в стране как "крайне плачевную", поскольку "нет воспроизводства учителей, которые работали бы в русских школах на русском языке". По его оценке, такие школы будут функционировать в Эстонии еще максимум 20 лет.