Вице-председатель Центристской партии, мэр Таллина Михаил Кылварт признал, что центристы не смогли удовлетворить запросы русскоязычных жителей Эстонии по вопросу сохранения образования на русском языке. Этим он объяснил падение популярности партии среди местных русских.
"Надо признать, что Центристская партия не смогла дать ответ русскоязычному избирателю на определенные ожидания, которые касаются вопросов гражданства и по поводу русскоязычного образования", – заявил Кылварт в четверг, 28 января.
Накануне центрист, министр государственного управления Яак Ааб подтвердил, что новое правительство намерено двигаться в сторону постепенной эстонизации образования, хотя ни одна русская школа закрыта не будет.
Однопартийцы Кылварта считают, что в падении популярности партии виновата не только ее позиция по русскоязычному образованию. Например, евродепутат Яна Тоом полагает, что снижение рейтинга стало следствием сворачивания сланцевой промышленности и связанное с этим исчезновение рабочих мест в Ида-Вирумаа.
Политолог Тынис Саартс считает, что еще одной причиной мог стать срыв референдума об определении брака, который в предыдущей коалиции активно продвигала Эстонская консервативная народная партия (EKRE). Русскоязычные люди, по его оценке, относились к перспективе проведения референдума с большим одобрением.
Социолог Тынис Стамберг полагает, что на восприятии Центристской партии отразилась и репутация Партии реформ. По его словам, русскоязычные избиратели не забыли историю с переносом "Бронзового солдата" в апреле 2007 года.
Согласно последним опросам, проведенным социологической компанией Turu-uuringute AS, рейтинг Центристской партии среди местных русских сократился с 59% в декабре до 43% в январе. Одновременно заметно подросла поддержка EKRE, чья популярность у русскоязычных людей выросла на 8%.
Падение рейтинга особо сильно ощущается в Ида-Вирумаа. Если еще пару месяцев назад Центристская партия набирала там 40%, то теперь за нее готовы проголосовать лишь 21% русских. Фактически такой же рейтинг в Ида-Вирумаа имеют EKRE (22%), социал-демократы (20%) и реформисты (19%).