Украинская армия с начала военных действий на Донбассе регулярно попадала в эпицентр скандалов. С 2014 года появлялись подтверждения пьянства, употребления наркотических веществ, неуставные отношения в рядах ВСУ. Однако с началом спецоперации России нарушения украинских солдат вышли за пределы несоблюдения дисциплины.
В Киев регулярно отравляется оружие из стран Запада, однако до линии фронта доходит далеко не все. Даже то, что все же оказывается в распоряжении солдат на передовой, часто вскоре переходит в руки российских военных, и дело тут не только в трофеях, которые ВС РФ могли забрать в ходе боя.
О продаже украинскими солдатами оружия, в том числе и россиянам, говорили давно. Однако недавно этот факт признали даже на Западе. Болгарское издание Bulgarian Military сообщает, что военные Украины продали РФ две французские САУ Caesar. Причем цена за одну такую установку составляет порядка $7 млн, а россияне смогли купить их всех по $120 тысяч за каждую.
Такая она, "черная пятница" по-украински.
Масштабный хаб перепродажи оружия
После появления информации о продажи САУ Caesar россиянам моментально активизировался украинский центр по противодействию дезинформации при Совете национальной безопасности и обороны. Там сразу же назвали статью в Bulgarian Military "уже опровергнутым фейком". Однако никаких разоблачающих данных не предоставили.
Болгарское издание ссылается на французского политика Режиса Кастельно. Ранее он написал в своем в Telegram-канале, что поставленные "Пятой республикой" орудия были переданы России и отправлены на "Уралвагонзавод" для изучения. В генштабе Франции заявили, что "нет никаких доказательств, подтверждающих эту информацию". Однако о том, что они остались на вооружении Украины, тоже никто не заявляет.
История достаточно спорная, но нельзя отрицать, что восточноевропейская страна давно стала крупным черным рынком для перепродажи оружия. Украину снабжали вооружениями больше восьми лет, но к началу спецоперации оказалось, что сражаться солдатам почти нечем.
С передовой до сих пор регулярно записывают видеосообщения, адресованные президенту Владимиру Зеленскому. Военные жалуются, что им не хватает самых необходимых вещей, в том числе амуниции и боеприпасов. Куда же тогда направляется весь тот поток вооружений, который так активно страны Запада "сливают" на Украину?
"По имеющимся данным, часть иностранного вооружения, поставляемого Западом Украине, расползается по ближневосточному региону, а также попадает на черный рынок", – рассказал министр обороны РФ Сергей Шойгу на селекторном совещании 5 июля в Москве.
Отчасти это подтверждают даже в Киеве. Яростно протестуют только против продажи оружия России, а вот против факта, что помощь, которую посылают западные страны, не задерживается в стране, поспорить уже не получается.
В Бюро экономической безопасности сообщили, что снаряжение, предназначенное ВСУ продают частным лицам. На данный момент открыто около десяти уголовных дел по факту перепродаж. Куда оно попадает в дальнейшем – загадка. Может быть на Ближний Восток, может быть, в преступные группировки, а, возможно, и в Россию. Отследить пути черного рынка сложно, и это играет Киеву на руку.
Впрочем, как считает политолог, политический технолог, директор украинского Центра политического маркетинга Василий Стоякин, если факты продажи оружия российским войскам и есть, они не носят массовый характер.
"История с продажей САУ Caesar вызывает сомнения. Источники вроде бы надежные, к тому же повадки украинских военных располагают поверить в то, что это правда. Однако хотелось бы получить физическое подтверждение того, что эти гаубицы находятся на "Уралвагонзаводе". Конечно, военные Украины продают оружие, но речь идет о том, что, условно говоря, можно принести в кармане", – рассказал Стоякин Baltnews.
"То есть явно не о гаубицах, танках или РСЗО. Такое оружие тоже уходит из восточноевропейской страны, но в основном всплывает на Ближнем Востоке или в Африке. Отдельные факты продажи оружия России, может быть, и есть, но слабо верится, что это явление носит глобальный размах. Этому противоречит театр боевых действий. Украинская армия сопротивляется, а ВС РФ победы даются достаточно тяжело. Если бы на передовой так массово продавали тяжелую технику, такого сопротивления бы не было", – отметил эксперт.
Василий Стоякин считает, что оружие из Украины уходит двумя способами. Первый – оно захватывается в расположениях украинских войск, которые были заняты Россией. Почти все оружие иностранного производства, которое сейчас есть в ДНР и ЛНР, было получено таким образом. Зачем за него еще и платить? Второй способ – вооружения уходит со складов на западной Украине, а возможно еще до пересечения границы. Воровать умеют не только украинские прапорщики.
"Отдельные факты продажи оружия именно противоположенной стороне, разумеется, есть. Я разговаривал с людьми, которые покупали оружие у солдат ВСУ в 2015 году, и даже с украинским офицером, который продавал вооружение войскам ДНР в 2014 году. Но речь все же идет об отдельных случаях, а не массовом явлении", – резюмировал директор украинского Центра политического маркетинга.
Все знают о черном рынке, но молчат
Стрелковое оружие из Украины продается почти свободно, причем купить его может любой желающий. В Darknet регулярно появляются подобные объявления. Есть даже отдельный сайт для таких сделок – "weapons ukraine".
Здесь оружие можно купить почти как в обычном интернет-магазине. В частности, свободно можно приобрести снайперские винтовки Barrett М82 американского производства и даже гранатомет Panzerfaust 3 (Германия). Тяжелую технику, конечно, продать сложнее. Однако она все равно покидает Украину тем или иным способом – либо отправляется на Ближний Восток и в Африку, либо попадает к россиянам.
О том, что оружие, которое Запад поставляет Украине, попадет на черный рынок, отлично знали все стороны. В США даже попытались оправдать Киев. Бывший аналитик Пентагона Карен Квятковски заявила, что это было предсказуемо, так как солдаты ВСУ во многом не подготовлены к использованию такого типа вооружений. По ее словам, военная техника была отправлена Киеву в таких объемах, что ее попросту оказалось невозможно интегрировать в сжатые сроки в тактику и стратегию ведения боевых действий украинской армии.
Но если Вашингтон факт перепродажи вооружений, похоже, не волнует, то европейские страны придерживаются другого мнения. Например, в июне Германия отказалась передавать Украине танки из-за опасений, что они окажутся на территории России.
Информация о том, что ВСУ продали России САУ Caesar – очень опасный прецедент, причем неважно, действительно ли российские военные их купили или же захватили в ходе боевых действий. Для стран ЕС это сигнал – все, что отправляется в Киев, может попасть в руки РФ. Несмотря на это, по мнению политолога Александра Асафова, поставки вооружений со стороны западных стран на Украину продолжатся.
"Из стран Европы не так много, как кажется, поставляют оружие на Украину. В основном это Польша, Великобритания, а также Чехия и Словения, которые избавляются от советских вооружений, чтобы заменить их на новые. Но при этом все в курсе, как и где появляется оружие, которое было передано Киеву. Это не только продажа в ДНР, но и на Ближний Восток, в том числе большими партиями через Болгарию", – отметил Асафов в беседе с Baltnews.
"Но учитывая текущую обстановку, поставки продолжатся, и никто этому значения придавать не будет. Понятно, что у стран Европы есть серьезные опасения именно по вопросу того, что оружие и техника попадет в Россию. Причем речь не только о тяжелых гаубицах, но и о стрелковом оружии, которое попадает на черный рынок очень быстро", – отметил эксперт.
Для стран Запада поставки вооружений Украине – это неприятная, но необходимая процедура. Отказаться от нее практически невозможно, иначе можно нарваться на непонимание со стороны "партнеров" и даже заработать репутацию "агента Кремля".
Даже если факт продажи гаубиц россиянам подтвердят железными доказательствами, ни США, ни ЕС не прекратят поставки. Но делать это будут явно без энтузиазма, отправляя в восточноевропейскую страну не новые вооружения, а технику, которая подлежит утилизации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.