Среда, 2 февраля, оказалась богата на мероприятия для президента Эстонии Алара Кариса. На вторую половину дня глава государства собрал совет государственной безопасности для обсуждения обстановки в сфере безопасности в Европе. А в первой половине отметил годовщину подписания Тартуского мирного договора, благодаря которому Эстония до сих пор так и не пришла к заключению с Россией договора о границах.
"Тартуский мирный договор между Эстонской Республикой и Советской Россией, подписанный 2 февраля 1920 года, сформулировал принципы, которые действуют и 102 года спустя. Эта актуальность особенно подчеркивается сейчас, когда предпринимаются попытки изменить европейскую безопасность с помощью ультиматумов, угроз и шантажа", – написал на своей странице в социальной сети Алар Карис, сопровождая сообщением о возложении цветов к памятнику-кресту на площади Свободы в Таллине.
"А именно, всеобъемлющая идея Тартуского мирного договора заключается в том, что каждое государство имеет право делать свой собственный выбор, а другие не могут иметь права им руководить", – продолжил президент.
"Сегодня, у столба победы в Освободительной войне, мы с благодарностью вспоминаем эстонских солдат, чье мужество принесло нам победу на поле боя, эстонских дипломатов, принесших нам мирный договор, и союзников, которые пришли поддержать молодую республику и помочь нам победить. Напоминаем всем, кто поверил словам Манифеста о независимости, что Эстония стоит на пороге обнадеживающего будущего, в котором можно свободно и независимо вершить свою судьбу", – заключил свое послание Алар Карис.
Напомним, что Освободительной войной в Эстонии называют длившуюся с 28 ноября 1918 по 3 января 1920 года Гражданскую войну, которая фактически была частью общей Гражданской войны на всей территории бывшей Российской империи. Война в Эстонии велась в основном между красными и белыми эстонскими полками. Красных поддерживала Советская Россия, а белых – белогвардейцы во главе с генералом Николаем Юденичем, страны Антанты (Франция, Великобритания, США) и Финляндия.
Советской России нужно было ликвидировать угрозу для Петрограда со стороны Белой армии. Западные страны поддерживали силы, враждебные большевикам, и стремились к захвату России.
Историк Михаил Мягков так прокомментировал ситуацию с Тартуский мирным договором: "Тогда Эстония воспользовалась слабостью советского государства, [чтобы] в конце концов оторвать от Советской России, тогда РСФСР, ряд территорий возле Нарвы и Чудского озера, которые имеют [для России] стратегическое значение. То есть эстонцы поступили в то время как гиены, которые воспользовались слабостью сильного льва, который в то время оказался раздираемым внутренними противоречиями, подвергся агрессии со стороны четырнадцати государств – интервенции".
"И, собственно говоря, вот эта лживость политики тогдашней Эстонии и ее кощунство, ее желание оторвать кусок побольше, когда соседние страны слабы, очевидно заметны и сегодня", – подчеркнул историк, который считает, что с тех пор в политике Эстонии по большому счету ничего не изменилось.
"Как тогда, так и сегодня Европа рассматривает Эстонию как форпост против России, не считает ее за какой-то значимый объект европейской политики, кормит на европейские гранты. Главное, чтобы Эстония тявкала на Россию, – вот, собственно, чего добивается Евросоюз. Эстонские политики это понимают, а народу внушают, что так оно и надо", – сказал Мягков.
Напомним, что в Эстонии считают, что Россия "оккупирует" 5% эстонской территории – Печоры и Ивангород, которые по Тартускому мирному договору 1920 года отошли Эстонской Республике. Тартуский договор в Эстонии считают действующим, оправдывая такое отношение заявлением, что СССР "оккупировал" Эстонскую Республику в 1940 году, а поэтому де-юре Эстония оставалась действующим государством.
Но фактически Эстония вошла в состав СССР в 1940 году по решению тогдашнего своего же руководства – силой ее никто не брал. А указанные территории после этого справедливо вернулись обратно в РСФСР.
Прошло уже 30 лет, как между Эстонией и Россией составлен новый договор о границах, но он так и ратифицирован, поскольку Эстония продолжает настаивать на своем праве на российские земли.
Что же касается текущего поведения Эстонии на международной арене, то, как и 100 лет назад, так и сегодня она продолжает оставаться в услужении у западных партнеров, ведя себя в тренде диктуемой извне политики.