В Эстонии сегодня, 3 января, отмечают 102-ю годовщину перемирия с Советской Россией в "освободительной" (гражданской) войне 1918 – 1920 годов. Минобороны республики сообщает, что в честь знаменательной даты все госучреждения и местные самоуправления, а также публично-правовые юридические лица вывесят государственные флаги.
Оценку этому событию в разговоре с Baltnews дал историк Михаил Мягков.
"Тогда Эстония воспользовалась слабостью советского государства, [чтобы] в конце концов оторвать от Советской России, тогда РСФСР, ряд территорий возле Нарвы и Чудского озера, которые имеют [для России] стратегическое значение", – отметил историк.
"То есть эстонцы поступили в то время как гиены, которые воспользовались слабостью сильного льва, который в то время оказался раздираемым внутренними противоречиями, подвергся агрессии со стороны четырнадцати государств – интервенции", – добавил Мягков.
"И, собственно говоря, вот эта лживость политики тогдашней Эстонии и ее кощунство, ее желание оторвать кусок побольше, когда соседние страны слабы, очевидно заметны и сегодня", – подчеркнул он.
По мнению историка, по большому счету ничего в сегодняшней политике Эстонии по сравнению с тем, что было тогда, не изменилось:
"Надо просто аккуратно относиться к тем эстонским политикам, которые сегодня говорят о приверженности [идеалам и принципам] европейского гуманизма".
Страны Балтии, войдя в Евросоюз, в НАТО, исполнили свою давнюю мечту – противопоставить себя России, чтобы получать определенные дивиденды со стороны старших партнеров – суверенов со стороны ЕС и США, полагает историк.
"Как тогда, так и сегодня, Европа рассматривает Эстонию как форпост против России, не считает ее за какой-то значимый объект европейской политики, кормит на европейские гранты. Главное, чтобы Эстония тявкала на Россию – вот, собственно, чего добивается Евросоюз. Эстонские политики это понимают, а народу внушают, что так оно и надо", – заключил Мягков.
Напомним, 3 января в Эстонии отмечается так называемый День памяти борцов Освободительной войны, длившейся с 28 ноября 1918 по 3 января 1920 года. В советской историографии данная война считалась не освободительной, а гражданской. Она началась 26 ноября 1918 года – после первых боевых действий между Эстонией и Советской Россией.
Война велась на территории республики в основном между красными и белыми эстонскими полками. Первых поддерживала Советская Россия, а вторых – белогвардейцы во главе с генералом Николаем Юденичем, страны Антанты (Франция, Великобритания, США) и Финляндия.
Эстония жаждала обретения независимости, и потому охотно принимала помощь извне, а Советской России нужно было ликвидировать угрозу для Петрограда со стороны Белой армии. Западные страны поддерживали силы, враждебные большевикам.
К лету 1919 года советские силы были окончательно вытеснены за пределы Эстонии. "Белоэстонцам" удалось даже захватить Псков и победить на территории нынешней Латвии остатки немецких оккупационных сил.
После того, как было достигнуто перемирие 3 января 1920 года, 2 февраля того же года был заключен Тартуский мирный договор, легший в основу государственности Эстонской Республики.
По иронии судьбы сложилось так, что именно большевистское правительство первым признало независимость и самостоятельность Эстонии.
Почему в Эстонии существует двойственность в понимании событий конфликта? Под освободительной войной понимается борьба эстонцев против как немецких, так и "советских оккупантов", что идеально вписывается в современную государственную концепцию независимой Эстонии.
В советской историографии эта война рассматривалась как интервенция – военное вмешательство во внутренние дела Советской России. Но подчеркивалось, что это была и гражданская война, поскольку на поле битвы друг с другом воевали "красные" и "белые" эстонцы.