Подходы стран Балтии и стран старой Европы в отношении Россия разнятся из-за различного исторического опыта, а также достижений той или иной страны на различных исторических этапах. Об этом в интервью газете Postimees заявила старший эксперт Европейского совета по иностранным делам и бывший директор Центра оборонных исследований Эстонии Кадри Лийк.
В то же время трактовка нынешних действий стран Балтии исключительно через призму истории, вероятно, не может считаться абсолютно объективной.
Рассуждая о различии в подходах к России, Кадри Лийк в частности сравнивает примеры Германии и стран Балтии. По словам эксперта, они все "хотели бы изменить Россию" в сторону демократии, однако ФРГ в своих попытках пришла к выводу, что ей это не под силу, а потому "мы должны заниматься Россией в таком виде, как она есть".
Исходя из этого, Германия пыталась влиять на Россию через диалог и экономическое сотрудничество. В свою очередь, страны Балтии, опираясь на собственный исторический опыт, сочли, что направления России по пути к демократии можно достичь "через жесткую критику и указание на ошибки".
"Для Германии диалог и экономическое сотрудничество в прошлом принесли результат: диалог с Восточной Германией и СССР привел в результате к объединению государства. Страны Балтии сделали ставку на кнут, а не на пряник – мы верили, что нужно очень-очень громко критиковать все то, что Россия делает неправильно и эта критика когда-нибудь исправит положение. Это убеждение основывается на нашем опыте: восстановление независимости Эстонии ведь началось с громкой критики советской реальности", – отмечает Лийк.
А в Киеве дядька…
Тезисы о том, что действиями стран Балтии в отношении России руководит исключительно историческая память, не раз произносились эстонскими политиками и общественными деятелями в тот момент, когда в дискуссиях политику Эстонии начинали сравнивать с поведением, к примеру, соседней Финляндии.
Мол, Финляндия смогла с оружием в руках отстоять свою независимость, а Эстония оказалась в составе СССР, получив при этом "глубочайшую психологическую травму". Отсюда вся резкость в оценках и обвинения во всех смертных грехах соседней России.
Подход довольно странный, сильно напоминающий чисто демагогические приемы, которыми пытаются прикрыть неудобную правду. И если со стороны оппонентов России часто звучат претензии к защитникам позиции РФ в "вотэбаутизме", то тут налицо ясный пример известной истины "в огороде бузина, а в Киеве дядька".
Если не вдаваться в подробности самих "страданий" эстонцев во время советского периода, давшего мощный толчок расцвету местных литературы, театра, музыки и промышленности, то ссылка на то, что ястребиные повадки – это лучший путь к достижению собственных целей, явно от лукавого.
Вероятно, для супердержав вроде США этот подход и имеет под собой какие-то основания, но для имеющих минимальный вес на международной арене стран Балтии – это явно не так.
Ружье может выстрелить
Впрочем, конечно, все зависит от реально поставленных целей. Если последними является максимальное следование агрессивной политике нынешнего "суверена", то конечно, такое поведение приносит дивиденды в виде инвестиций и мнимой безопасности под натовским зонтиком.
Но с точки зрения интересов выживания эстонского народа, это явно разрушительно, притом не только из-за развала экономических отношений с крупнейшим близлежащим естественным рынком сбыта эстонской продукции.
Наращивание вооружений и контингента НАТО на своей территории автоматически превращает Эстонию в одну из военных целей России. Притом не из-за того, что Россия такая уж агрессивная, а потому, что с этой территории вполне может быть нанесен удар по расположенному всего в нескольких сотнях километров Санкт-Петербургу.
На опасность наращивания военной силы на территории Эстонии указал на днях в своем блоге в соцсети Facebook и известный эстонской общественный деятель, руководитель Фонда в защиту семьи и традиций Варро Вооглайд.
"Чем больше военных сил США будет сосредоточено на территории Эстонии, тем больше будет вероятность, что Эстония станет объектом вооруженного нападения. Поскольку США в отношении России являются враждебной силой и вполне понятно, что Россия не потерпит сосредоточения подобных сил у своей границы – также, как подобного не потерпели бы США со стороны России", – отметил Вооглайд.
Эксперты устарели
Возвращаясь к историческим аспектам трактовки нынешнего поведения на международной арене и Эстонии других стран Балтии.
Если действительно кто-то из местных политиков считает (во что плохо верится), что на нынешнюю Россию можно повлиять теми приемами, которые использовались национальными партийными деятелями для разрушения СССР изнутри, то можно лишь сделать вывод, что они вообще не разбираются в текущей политической конъюнктуре, а пребывают в иллюзиях "вечных экспертов" по России, которыми они себя называют иногда на Западе на различных конференциях с момента восстановления независимости в начале 1990-х годов.
Прошло уже 30 лет, мир сильно изменился, а нынешняя Россия все меньше обращает внимания на критику со стороны стран-лимитрофов.
Диалог о будущем мироустройстве переходит на прямые контакты между Россией, США и Китаем, а значит, эмоции и исторические страхи тех или иных малых стран перестают играть даже роль околополитического шума, препятствуя при этом принятию взвешенных решений, способствующих выживанию малых народов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.