Шанс стать взрослой: Эстония предпринимает робкие попытки "финляндизации"

Президент Эстонии Алар Карис
© AFP 2022 / JULIEN DE ROSA

Николай Филонов

Состоявшиеся переговоры президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина всерьез опечалили некоторых эстонских политиков, однако президент Алар Карис попытался максимально смягчить риторику. Похоже, это становится "фирменным стилем" нового главы Эстонии.

Во внешней политике Эстонии с приходом нового президента Алара Кариса наступили очевидные изменения. На первый взгляд, они носят чисто косметический характер, однако на самом деле показывают постепенный рост интереса нового лидера к "финляндизации" (в положительном смысле этого понятия).

Курс на баланс интересов

Если при предыдущем президенте Керсти Кальюлайд все правящие политики, включая ее саму, министров и депутатов от коалиционных партий, твердили практически одно и то же, по максимуму разжигая при каждом удобном случае антироссийские настроения, то теперь самые истеричные заявления доносятся в основном из комиссии по иностранным делам парламента страны.

Правительство, в свою очередь, четко действует в рамках предписываемых союзниками правил (но не более того), а президент пытается максимально смягчить те или иные провокационные по сути инициативы, которые раньше раздули бы до небес.

К примеру, комментируя ERR свой телефонный разговор с президентом США Джо Байденом, в котором также участвовали главы девяти восточноевропейских государств –членов НАТО, президент Алар Карис попытался максимально сгладить углы, которые подставлялись ему в качестве возможных выводов провокационными вопросами журналиста общественно-правового канала ERR.

Репортер, в частности, спросил, не кажется ли Карису, что для Байдена "государства восточного фланга – словно второстепенная идея"?

Можно не сомневаться, что президент-активист Керсти Кальюлайд тут же ухватилась бы за эту мысль и обязательно заявила бы что-то провокационное. Карис же назвал любые подобные вопросы "информационным шумом", а предположение, что Москва почувствовала слабость Запада, он вовсе прокомментировал фразой "трудно сказать, что думает Россия". 

Для Эстонии, традиционно исполнявшей роль одного из лидеров антироссийской риторики, подобные слова кажутся довольно необычными.

А ведь до этого были крайне осторожные комментарии Алвра Кариса об отношениях с Китаем. Да и само решение страны не торопиться по примеру Литвы окончательно портить отношения с КНР, используя в качестве предлога отношения с Тайванем, говорит о многом.

Керсти и Урмас ушли, но Марко "зажигает"

Очевидно, что ожидать большего в нынешней ситуации от Эстонии вряд ли возможно. Общая антроссийская политика страны продолжится.

Но уже само по себе хотя бы частичное возвращение к приемам традиционной дипломатии (от которой очень любили по причине личной ретивости или каким-то иным обстоятельствам отклоняться как Керсти Кальюлайд, так и бывший глава МИД Урмас Рейнсалу) можно только приветствовать.

Безусловно, это заметят и в России. Но последуют ли за этим какие-то положительные шаги для нормализации российско-эстонских отношений? Во многом это зависит от общей политики коллективного Запада, а также от желания и умения эстонских официальных лиц продолжить наметившуюся тенденцию.

На уровне парламента пока эта линия явно не поддерживается. Председатель комиссии Рийгикогу по иностранным делам Марко Михкельсон традиционно охарактеризовал разговор Путина и Байдена в истерических антироссийских тонах.

"Это очень неожиданный и плохой сюрприз для союзников США. Особенно то, что президент Байден после встречи с Путиным решил созвать лидеров Германии, Франции, Италии и Великобритании для того, чтобы вместе с Россией обсудить возможность снижения напряжения "на восточном фронте" НАТО. Если это не дух Мюнхена, то что это такое? Я надеюсь, что как Эстония, так и другие члены восточного крыла НАТО незамедлительно предпримут совместные шаги, чтобы предотвратить эту встречу или по крайней мере расширить круг участников встречи также за счет государств восточного крыла НАТО", – написал Михкельсон на своей странице в Facebook. 

Ботокс – не наше средство

На днях в прессе появилась новость о том, что в Саудовской Аравии из-за применения запрещенного ботокса с конкурса красоты были сняты 40 верблюдов.

Применительно ко внешней политике тем самым ботоксом часто является неуемная страсть национальных активистов доказывать своему нынешнему "старшему брату" исключительную преданность, даже в ущерб собственным странам. И тут дело даже не в том, что этого требует "грозный суверен" (обычно он лишь задает общие рамки), а в натуре самих национальных политиков, не умеющих действовать по-другому.

А ведь находиться в "западной команде" можно и без регулярных пробежек впереди летящего паровоза, что наглядно показывает опыт соседней Финляндии.

Нынешние действия президента Алара Кариса демонстрируют: у Эстонии появился шанс стать по-настоящему взрослым государством, нацеленным на достижение перспективно-прагматических, а не мечтательно-идеалистических, национальных интересов.  

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме