У Эстонии синдром "первого ученика" в антироссийском классе

Заседание Рийгикогу
Riigikogu / Erik Peinar

Федор Гусев

Похоже, что потенциальный глава МИД Эстонии Марко Михкельсон настолько настроен на конфронтацию, что с сожалением относится к любым попыткам "старших братьев" договориться с Россией хоть о чем-то.

Заместитель председателя комиссии по иностранным делам парламента Эстонии и возможный кандидат на пост министра иностранных дел Марко Михкельсон в интервью порталу Postimees дал понять, что внешняя политика его страны и дальше не будет настроена на компромиссы с Россией. По крайней мере, до тех пор, пока последняя не пойдет на серьезные уступки и не сменит свое руководство. Такова ценностная политика Эстонии, стремящейся безоглядно следовать рекомендациям союзников.

О будущем главе МИД

Политическая позиция Марко Михкельсона в Эстонии хорошо известна – колебаться точно в соответствии с генеральной линией партии. Без разницы какой. Пользователям эстонского сегмента соцсетей хорошо известна фотография, на которой изображен сидящий за столом юный комсомолец Михкельсон с большим настольным флажком Эстонской ССР, подражающий деловитостью и устремленностью в будущее то ли Ленину, то ли Дзержинскому.

Марко Михкельсон
Марко Михкельсон

Можно не сомневаться, что в случае иного развития истории он бы с жаром продолжил их дело и во взрослом возрасте. Но история пошла так, как пошла, а потому накануне возможного назначения на пост главы МИД он с жаром шельмует Россию, объявляя, что его страна живет в параллельной реальности.

"К сожалению, российские власти не заинтересованы в нормальном диалоге с Западом. Ситуация с Навальным показывает, что мы живем в параллельных с Россией мирах", – заявил Михкельсон.

Параллели расходятся

Вероятно, если Марко Михкельсону удастся стать главой МИД, он сделает все возможное, чтобы обозначенные "параллельные миры" пересекались как можно меньше. Впрочем, как это делал и его предшественник Урмас Рейнсалу.

"Мы должны понимать, что Эстония как член западного сообщества не может отдельно выстраивать двусторонние отношения – в обход той же санкционной политики и так далее. Но есть точки соприкосновения, где возможны небольшие встречные шаги. Например, на уровне приграничного сотрудничества", – говорит политик.

Михкельсон лукавит. При желании любая страна так называемого западного сообщества может выстраивать собственные взаимовыгодные отношения с Россией. Это хорошо видно на примере соседней Финляндии. Также можно назвать Венгрию, Италию, Грецию, Кипр. Да и флагманы ЕС – Франция и Германия – отнюдь не всегда столь ретиво отстаивают "западные ценности", как делают это страны Балтии и Польша. Возможность для маневра сохраняется всегда.

Маневры

Безусловно, упомянутое приграничное сотрудничество важно, но и его успех полностью зависит от общей политики государства. За последние десятилетия соседняя Финляндия не только успешно запустила скоростной пассажирский поезд Хельсинки – Санкт-Петербург, но и выстроила полноценную инфраструктуру вдоль российской границы. Российская сторона ответила тем же.

В результате еще до пандемии очереди на финско-российской границе были значительно короче, чем на эстонско-российской, а товарооборот между двумя странами рос на десятки процентов в год.

Эстонии тут похвастаться особенно нечем. Скоростного поезда от Таллина до Санкт-Петербурга до сих пор нет. Более того, был период (задолго до ковида), когда пассажирское железнодорожное сообщение между двумя странами прерывалось вовсе.

Новый мост через реку Нарову, который так нужен для разгрузки старого погранпункта, так и не построен, и даже не проектируется. Конечно, в рамках международного проекта был реконструирован Нарвский променад и проведено несколько культурных мероприятий, но это, пожалуй, и все. Не считать же таковыми обычное рабочее взаимодействие пограничников и таможни. Если бы его не было, граница просто не могла бы функционировать.

Нарвская крепость и береговая линия с променадом – вид из Ивангорода
© Sputnik / Евгений Ашихмин.
Нарвская крепость и береговая линия с променадом – вид из Ивангорода

"Но мы же не в состоянии войны!" – восклицает Михкельсон на вопрос о том, почему из-за санкций и борьбы за "ценности" не были полностью обрублены экономические связи с Россией и не была закрыта граница целиком.

Наверное, если считать достижением то, что страны между собой пока не воюют, то о каких-то шансах на развитие диалога вовсе говорить бессмысленно.

Конфронтация – наше все

Похоже, что эстонский политик настолько настроен на конфронтацию, что с сожалением относится к любым попыткам "старших братьев" договориться с Россией хоть о чем-то.

"На Западе все же существует желание договариваться с Россией по разным вопросам. Для тех же США важны переговоры по Start-2 (СНВ-2). Однако закручивание гаек в отношении оппозиции, объявление всех без разбора иностранными агентами показывает, что нормализации отношений пока не предвидится", – констатирует замглавы комиссии по иностранным делам эстонского парламента.

Можно не сомневаться, что если западные союзники однажды все-таки решат с Россией договариваться, то Эстония и тут будет в числе первых, кто одобрит такой поворот. Наверное, для не имеющей значительного опыта самостоятельности маленькой страны следование в фарватере суверена в какой-то мере естественно. Вопрос лишь в том, насколько уместно быть при этом "первым учеником"?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме