Отношения Эстонии с Россией: положительный сценарий отсутствует

Предупреждающий знак на границе Эстонии и России

Николай Филонов

Эстонии, судя по заявлениям ее политиков в наступившем году, предпочтительнее иметь максимально плохие отношения с Россией. В противном случае руководство страны просто не знало бы, что с ними делать.

Эстония предпочитает, чтобы ее отношения с Россией оставались на максимально низком уровне, поскольку в случае их улучшения руководство страны просто не знало бы, что с этим делать. Такой вывод напрашивается из прозвучавших в первые дни нового года заявлений главы МИД Урмаса Рейнсалу и спикера парламента республики Хенна Пыллуааса.

Сказать, что руководство Эстонии было хоть когда-то, начиная с 1991 года, всерьез настроено на развитие добрососедских отношений с Россией, означало бы покривить душой. Конечно, время от времени дежурные слова о сотрудничестве звучали, но, как только дело доходило до конкретики, тут же на пути нормализации отношений вставала политика (часто именуемая в Эстонии "ценностями"), сводившая все усилия на нет.

Так было когда-то и с работой межправительственной комиссии, и с заключением пограничного договора, и с менее масштабными проектами вроде нового моста через реку Нарову или запуска скоростного поезда от Таллина до Санкт-Петербурга по примеру финского "Аллегро".

Станция несбывшейся мечты

Пожалуй, самым наглядным примером "прекрасных порывов", конец которым положила политика, может служить построенная за 70 млн евро и с помпой открытая с 2011 году суперсовременная и рассчитанная на быстрый рост товарооборота с Россией пограничная станция в Койдула.

"Это строительство века! – восклицал тогда, как сообщала газета "Деловые ведомости", член правления компании по управлению госимуществом Riigi Kinnisvara Яак Саарнийт. – 25 км ж/д путей. 100 гектаров земли. 2,5 миллиона кубометров переложенной земли и песка. Построено 5 новых мостов по всей Эстонии, и еще один реконструируется. Все продумано не только для людей, но и для животных, которых требования Шенгена защищают так же, как и людей".

Железнодорожная станция Койдула
Железнодорожная станция Койдула

Однако из-за организованных руководством Эстонии "бронзовых событий" и роста градуса враждебности в выступлениях первых лиц государства в отношении России через Койдула сейчас проходят лишь единичные составы, да и тех становится с каждым годом все меньше.

Курс на конфронтацию

Время от времени российская сторона предпринимает в отношении Эстонии жесты доброй воли, призванные дать шанс перезапуску отношений. Такими вполне можно считать прием в Кремле Владимиром Путиным президента Эстонии Керсти Кальюлайд весной 2019 года и поддержку избрания республики во временные члены Совета безопасности ООН. К сожалению, сигналы были демонстративно проигнорированы в Таллине, а количество недружественных актов и заявлений в отношении России лишь увеличилось.

 Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу
 Министр иностранных дел Эстонии Урмас Рейнсалу

Исходя из этого, произнесенные главой МИД Эстонии Урмасом Рейнсалу в передаче эстонской радиостанции Kuku слова о том, что в новом году поворота в отношениях Эстонии с Россией не будет, и это хорошо, лишь подтверждают курс страны на усиление конфронтации с восточным соседом. "На вопрос, будет ли в этом году виден какой-то поворот в наших отношениях, ответ отрицательный. И это, я считаю, позитивно, а не негативно", – цитирует Урмаса Рейнсалу портал ERR.

Определенно заслуживает внимания и еще один момент в данном интервью министра. Рейнсалу отметил, что в этом году в России пройдут выборы в Госдуму, и, согласно последним опросам, правящей партии "Единая Россия" предстоит серьезная конкуренция с другими партиями. "Это не значит, что действующей российской власти автоматически что-то угрожает, но это знак, что у власти есть проблемы с легитимностью. И, конечно, мы будем пристально за этим наблюдать", – подчеркнул Рейнсалу.

Вольно или невольно глава эстонского МИД тем самым выразил ожидания Эстонии на ослабление руководства России.

Можно не сомневаться, что по результатам выборов в Госдуму Эстония использует все свои возможности для того, чтобы представить руководство РФ нелегитимным. Другой вопрос – удастся ли это, но пример действий Эстонии в отношении Белоруссии после выбора в президенты Александра Лукашенко тут говорит сам за себя.

Ни шагу назад!

В принципе, такого подхода придерживается не только Урмас Рейнсалу. Член главной оппозиционной силы Эстонии, бывший глава МИД, а ныне депутат Европарламента Урмас Паэт, хоть внешне и раскритиковал слова Рейнсалу, по сути подтвердил неготовность Эстонии к любым уступкам.

"Недоверие, формирование в России образа врага в виде стран Запада, продолжающаяся военная деятельность на Украине, милитаризация Арктики, притеснение российской оппозиции и многое другое. Все это создало в отношениях Европы и России атмосферу, в которой из-за отсутствия доверия могут умышленно или неумышленно реализоваться и некоторые риски безопасности. Тут нет ничего такого, чтобы быть этим довольным", – заявил Паэт, одновременно отметив, что отношения между Европой и Россией могут начать нормализоваться лишь по причине того, что "российские власти изменят свое поведение как на международной арене, так во внутренней политике".

Урмаc Паэт
AFP 2021 / RAIGO PAJULA
Урмаc Паэт

Варианта изменения поведения со стороны Эстонии и других стран ЕС Паэт даже не рассматривает.

Ни пяди земли!

Вполне очевидно, что отсутствие интереса к нормализации отношений с Россией подчеркивает новогоднее выступление спикера парламента Эстонии Хенна Пыллуааса, в очередной раз фактически предъявившего территориальные претензии к России.

"Второго февраля мы отметили столетие со дня подписания Тартуского мирного договора, которым Россия признала независимость и неприкосновенность Эстонии. Тогда была согласована граница между Эстонией и Россией, которая, согласно международному праву, действует и сегодня", – заявил Пыллуаас.

Хенн Пыллуаас
Хенн Пыллуаас

Являющийся представителем Эстонской консервативной народной партии (EKRE) Пыллуаас, безусловно, адресовал эти слова к своему избирателю, для которого крайний национализм и провокации – норма. Однако не понимать, что слова спикера законодательного органа страны-члена НАТО непременно выйдут за пределы Эстонии, он также не мог. В результате возможность ратификации подписанного в 2014 году нового эстонско-российского пограничного договора снова передвинулась на неопределенное будущее.

И это несмотря на то, что комиссия по иностранным делам Рийгикогу неоднократно подчеркивала важность ратификации этого договора для Эстонии и пыталась убедить общественность в том, что у республики нет территориальных претензий к России.

"Подобные заявления все больше отдаляют перспективы выхода на ратификацию российско-эстонского пограничного договора 2014 года и создают дополнительную напряженность в двустороннем и межпарламентском сотрудничестве", – отметил, комментируя слова Пыллуааса, глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий.

В свою очередь, первый зампред комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров подчеркнул, что Таллин не сможет выстроить с Москвой нормальные отношения, пока эстонские политики допускают подобные высказывания.

Есть ли на фоне всего этого хоть малейший шанс на изменение ситуации? Очевидно, что без изменения расстановки сил в мире и усиления заинтересованности Эстонии в восстановлении, или хотя бы сохранении на нынешнем уровне экономических связей с Россией, перемен не будет.

Рассчитывать на совесть, дружеские чувства, историческую общность или "прозрение" тут точно не стоит, особенно учитывая факт, что многие решения принимаются не в Таллине. У властей Эстонии просто нет на руках никакого позитивного сценария развития отношений с соседом. И это стоит учитывать, в том числе в Москве – при планировании политики в отношении Эстонии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме