На министра образования Эстонии Лийну Керсна за последние дни обрушился шквал претензий и непростых вопросов, с которыми придется так или иначе разбираться.
В среду, 15 июня, Таллинская ассоциация руководителей школ направила Лийне Керсна целый список вопросов, касающихся обучения украинских детей с нового учебного года. Эстонские СМИ сообщили, что руководители школ хотят получить министра образования подробный план по обучению украинских детей в эстонской столице.
Руководители таллинских школ пожелали выяснить:
– увеличится ли норма числа учеников в классе;
– почему детей и подростков с Украины нельзя обучать в русскоязычных школах;
– кто будет оказывать украинским детям специальную педагогическую помощь;
– как будет финансироваться обучение украинцев;
– начнут ли украинские дети учиться по эстонской программе;
– будут ли украинские учителя обучать украинских учеников по своему усмотрению;
– почему министр Керсна считает, что русскоязычные школы не подходят для обучения проживающих в Эстонии украинцев.
В обращении руководителей школ говорится: "В нашей стране должны быть эстоноязычные школы, в которых преподают иностранные языки, а не иностранные школы, в которых преподают эстонский язык. Мы не верим, что в других странах ЕС будут создавать отдельные украинские или русскоязычные школы/классы".
Руководители таллинских школ хотят знать: "Чего опасаются власти? Что планирует предпринять министерство, чтобы помочь решить перечисленные проблемы? Думала ли министр образования и науки о том, какой сигнал она подаст учителям русскоязычных школ, если украинских детей не впустят в их школы?".
Педагоги обеспокоены тем, что если дети и подростки с Украины будут распределены в существующие классы и если квота для каждой школы в Таллине составит 7%, то это прибавит в класс из 30 человек еще двух-трех учеников: "Получит ли Таллин отдельное разрешение на увеличение количества учеников в классах без согласования с попечительским советом?".
Под вопросом остается и оказание психолого-педагогической поддержки украинским детям – никаких деталей по данному вопросу так и нет.
Отмечается, что в качестве отдельной темы упомянуто обучение эстонскому языку, в связи с чем возникают такие вопросы: должны ли при окончании основной школы и гимназии дети с Украины сдавать экзамен по эстонскому языку и финансируется ли отдельно их обучение эстонскому языку в русских школах.
Сообщается, что уже с 1 сентября для детей с 7-го класса и старше государство создает "Школу свободы", а в украинском филиале таллинской гимназии Лиллекюла останутся ученики начальных и средних классов.
Языки обучения – 60% эстонский, 40% – украинский, но, возможно, программу еще придется подстраивать и под знания ребят, и под обстоятельства.
А уже в четверг, 16 июня, председатель партии "Отечество" (Isamaa) Хелир-Валдор Сеэдер заявил, что министр образования и науки Лийна Керсна могла бы взять на себя политическую ответственность и подать в отставку. По словам Сеэдера, независимо от исхода вотума недоверия, по которому решение вынесут в парламенте, Лийна Керсна не должна занимать пост министра образования в новом правительстве.
Сообщается, что в роли инициатора вотума выступает Консервативная народная партия Эстонии (EKRE), но на этой неделе присоединиться к нему решили и центристы, которые до недавнего времени входили в правительственную коалицию вместе с реформистами.
По оценке обеих партий, Кернса нарушила закон при организации закупок экспресс-тестов на коронавирус для школ и нанесла многомиллионный экономический ущерб государству. Также ей ставят в вину проблемы с финансированием вузов и ряд других претензий.
В четверг поступило сообщение, что на внеочередном заседании Рийгикогу во время обсуждения вотума недоверия министру Керсна та сказала, что "если прокуратура откроет дело, то она сразу подаст в отставку". В то же время известно, что Государственная прокуратура пока не приняла решение о том, будет ли она возбуждать уголовное дело против министра образования Лийны Керсна.