В четверг, 17 марта, балтийские СМИ сообщили, что на прошедшей в среду внеочередной видеовстрече министров образования ЕС с министром образования Украины Сергеем Шкарлетом министр образования и науки Эстонии Лийна Керсна подтвердила, что ее государство всячески поддерживает Украину и обеспечит детям и молодежи с Украины возможность спокойно и безопасно продолжать обучение на всех уровнях образования.
Сергей Шкарлет попросил европейских министров обучать украинских детей украинскому языку и культуре, оказывать им психологическую поддержку, привлекать украинских учителей и обеспечить доступ к украинским цифровым учебным материалам и платформам.
По словам Лийны Керсны, "Эстония твердо стоит на стороне Украины и гарантирует, что сотни детей, ежедневно прибывающих в Эстонию из Украины, найдут место в эстонской системе образования": "На сегодняшний день из Украины в Эстонию прибыло более восьми тысяч детей и молодых людей, спасаясь от войны. Они смогут продолжить образование на всех уровнях: начальном, основном, среднем, профессиональном и высшем. Первый шаг – это создание безопасной среды для детей и молодых людей, переживших войну, и предоставление им мероприятий для поддержания их психического здоровья. Затем мы поможем детям, которые приехали сюда, продолжить образование".
Лийна Керсна сказала, что дети с Украины пойдут в основном в школы с эстонским языком обучения. Однако министерство пытается найти способы сделать так, чтобы детям и молодым людям было как можно проще продолжать образование.
"В сотрудничестве с украинским государством и украинской общиной в Эстонии наши школы смогут пользоваться бесплатными цифровыми учебными материалами на украинском языке. Приглашаем всех украинских специалистов в области образования поддержать украинских детей в их обучении в нашей системе образования. По договоренности со школой дети и молодежь из Украины смогут до конца этого учебного года обучаться дистанционно по украинской национальной учебной программе", – сказала министр Керсна.
Игра детьми эстонских политиков
Известный эстонский журналист, редактор столичной газеты Stolitsa Александр Чаплыгин на своей странице в социальной сети отметил такую деталь происходящего: "направление детей военных беженцев в эстоноязычную систему образования предотвратит возможные конфликты и поможет детям быстрее адаптироваться в эстоноязычной среде". Так считают и представители Украинской общины в Эстонии, и министр Керсна.
"Учащийся может быть направлен в школы с русским языком обучения только в том случае, если родитель предпочитает этот вариант и понимает риски, а также он ознакомлен с возможностями школ с эстонским языком обучения", – передал Чаплыгин заявление Министерства образования Эстонии.
В комментариях эстоноземельцев к сообщению Александра Чаплыгина можно обнаружить замечания по поводу скрытых проблем внутренних реалий Эстонии. Бросаются в глаза накопившиеся за многие годы унижения русской культуры и образования проблемы:
"Тогда вопрос: почему русские родители не могут выбрать русскую школу для своего русского ребенка? Почему правительство оставляет возможность выбора для приезжих украинцев, но не оставляет выбора для коренных русских, но собирается уничтожить русское образование? То есть русская школа нужна только до тех пор, пока адаптируются приезжие, а потом можно убирать?";
"О каких рисках они говорят? 300 тысяч русскоговорящих жителей и даже больше, которые пополняют казну Эстонии, за чей счет они себе прибавляют зарплаты на 500 евро в месяц!! Которые учатся, работают и живут поколениями на этой земле! А тут риск... Жаль, образование не позволяет матом поблагодарить за доверие наше правительство!";
"Вообще-то круто, на эстонских русских забили болт и продолжают забивать болт уже 30 лет, а украинским беженцам у нас почет, уважение, почтение... Такая "лодка" очень асимметричная и может перевернуться";
"Глупость полная. Ну какая эстонская школа для славянского ребенка, который тут временно?! И что за намеки про особенные возможности эстонских школ и агрессивных русских детей?";
"И тут брошено зерно, способное предотвратить случайное сближение русскоязычного населения с прибывшими людьми!".
Напомним, что в Эстонии вопрос школ для русскоязычных детей много лет стоит очень остро. Государство делает все, чтобы таких школ не осталось, чтобы русскоязычные дети перестали существовать в принципе. На фоне военной спецоперации, проводимой Вооруженными силами России на Украине, этот вопрос будто отошел в сторону. Но, как оказалось, это видимость.
Также у многих комментаторов сообщения Александра Чаплыгина возникло недоумение, действительно ли политики понимают, с какими трудностями придется столкнуться украинским детям, а также к чему в принципе готовят детей беженцев в будущем, во что это их будущее оценивают:
"Как они собираются адаптировать эстонских учителей? Работа с детьми-билингвистами будет накладывать новых людей, психологов, методистов, корректоров. Программа другая, восприятие, культура и т.д. Думаю, поплачут эстонские родители учеников, с кем будут учиться украинские дети. Учитывая и так наш хаос с русским образованием и нехваткой учителей – это мина замедленного действия";
"У наших политиков привычка думать в стиле "по ходу дела разберемся". Многие эстоноязычные люди в моем окружении вообще не понимают близость этих двух культур, менталитета, они уверены, что русский и украинец – это минимум как эстонец и швед";
"Мдаааа, сразу из украинской школы в эстонскую, например, в 9-й класс, освобождение от экзаменов, гимназия мимо, вот вам и необразованная рабочая сила";
"Беженцы приехали вообще жить на постоянной основе или во время войны? Я не понимаю. Тогда так и скажите, что это переселенцы. Не надо из русских детей делать монстров, если ребенок пришел и говорит по-русски, возможно, и учился на русском, то в чем вопрос? Из Харькова тоже приехали и русские, они сказали, что хотят вернуться домой, а детям, конечно, лучше, если пойдут в русские классы".
Акценты, которые расставляют в Эстонии, подчеркивают создаваемую политиками разобщенность. При этом наплыв украинских беженцев, похоже, дает эстонским политикам дополнительную возможность выразить свое "демократическое", в духе соблюдения прав человека, отношение к русским вообще и к русскоязычным жителям Эстонии в частности.
Заодно подчеркнуть, что украинцев к славянским народам, согласно западным амбициям и геополитическим интересам, можно не относить.