Эстонский экономист Леонид Цингиссер полагает, что от запрета провозить через Эстонию белорусскую угольную нефть пострадают эстоноземельцы, работающие в логистике. При этом Минск найдет другие перевалочные базы для своих товаров.
"Санкции в принципе экономически нецелесообразны с точки зрения бизнеса. Они вводятся из соображений внешней политики или желания выглядеть в лучшем свете. Этот транзит давал работу нашим людям, а потеря этого куска вряд ли будут компенсироваться за счет государства. С этого транзита шли отчисления в бюджет, но правительство это не страшит: если не будет хватать денег, поднимут ставки налогов, увеличат тарифы", – считает Цингиссер.
Эксперт усматривает в санкционной политике Эстонии большую долю лукавства:
"Белорусский товар все равно попадет на рынок, через другие порты или коммуникации. Отрицание сотрудничества с восточными соседями – стратегическая установка в сегодняшней Эстонии. Яркий пример такой политики – реверсные поставки. Сначала газ закачивается из России, из труб "Газпрома", нашими соседями. Потом мы покупаем его у Финляндии идеологически "очищенным", но по более высокой цене. Это политические игры на публику".
Партия реформ, председателем которой является Кая Каллас, придерживается идеологии либерализма, выступает за свободу бизнеса и движения капитала. Возникает вопрос: как сочетается активное введение санкций на транзит грузов с либеральными взглядами на экономическую политику?
"На их взгляд, это никак не противоречит. Сомнения возникает у окружающих. Товар, бизнес и капитал, по мнению Партии реформ, должен иметь "правильную" национальность и "правильный" политический окрас", – отвечает на него Цингиссер.
Премьер-министр Эстонии Кая Каллас заявила 3 января о намерении ввести ограничительные меры в отношении Белоруссии, запретив транзит нефти, производимой путем сжижения угля, сообщило ERR.
"Мы приняли решение ввести дополнительные санкции против Беларуси, приостановив транзит угольной нефти под таможенным кодом 2707 через Эстонию", – заявила Каллас на пресс-конференции после заседания правительства.
Напомним, что Эстония почти в три раза по сравнению с 2020 годом увеличила транзит белорусских нефтепродуктов. Эстонские журналисты обратили внимание, что в некоторые месяцы 2021 года импорт товаров с кодом "2027" достигал 100%. До последнего момента Эстония являлась единственной страной, которая ввозила в Евросоюз белорусские грузы с таким номенклатурным номером. История получила широкую огласку. Министр иностранных дел Эва-Мария Лийметс заявила, что сложившаяся ситуация "плохо выглядит на фоне санкций" и по инициативе Каи Каллас вопрос был поставлен на рассмотрение правительства. Решение о введении санкций власти Эстонии объясняют необходимостью повышения эффективности ограничительных мер Евросоюза в отношении Белоруссии.