Туроператоры, отельеры, рестораторы – это не полный список тех, кто стал жертвами практически полного отсутствия туристов в Эстонии на фоне пандемии коронавируса. При этом правительство и не думает помогать пострадавшим предпринимателям.
Прибыльный бизнес. Был
Для целого ряда государств туризм – больше, чем просто бизнес. Это значительная статья доходов, которая ежегодно поступает в казну. К примеру, популярные греческие курорты – это 20% ВВП страны. Были. По состоянию на последний счастливый доковидный 2019 год.
Эстония – наряду с такими популярными туристическими гигантами, как Франция, Испания, Италия, – привлекает многих путешественников. Еще несколько лет назад иностранные туристы в прибалтийской республике составляли 85% всех гостей Таллина и принесли в 2018 году казну более миллиарда евро.
В 2019 году на долю туристической отрасли приходилось 15,7% ВВП Эстонии. Ох, что это был за 2019 год! "Туристическая сфера Эстонии снова бьет рекорды", – радостно рапортовали тогда СМИ.
А потом все изменилось.
По мнению эстонского экономиста Леонида Цингиссера, туризм и сфера услуг были не случайно выбраны властями Эстонии в качестве локомотива всей экономики.
Однако именно из-за простого на первый взгляд выбора положение страны оказалось в разы плачевнее, нежели могло быть, сохранись в Эстонии реальное производство.
"Туристическая сфера стала драйвером экономики не случайно. Это был осознанный выбор. Для этого сильно развиваться не надо. Завлекать народ – не более. И народ поедет. Это ленивый бизнес. Производство? Мы решили им не заниматься. Мы оказались в той ситуации, когда драйвером стал туризм, а риски, связанные с этим, мы недооценили", – подчеркнул экономист в разговоре с Baltnews.
Ковид, счета, отчаяние
Основной и первичной по отношению к остальным причиной упадка туризма стала пандемия коронавируса. Заражения, ограничения, карантины, локдауны, убытки.
Весной 2020 года турпоток в Эстонии резко сократился на 95%. При этом иностранных туристов, согласно официальным данным, не было в стране в тот период вовсе.
Дальше – больше. После первой волны коронавируса временные ограничения несколько ослабли, способствуя небольшому "пробуждению" туротрасли. Но с каждой новой "ковидной" волной история повторялась. Под ударом оказались не только непосредственно турагентства и отели, но и рестораны, кафе и другие места развлечений и отдыха.
"В сегодняшних условиях говорить о прибыли ресторана невозможно. Ресторан однозначно и явно убыточен. Кассы покрывают только зарплаты работникам. К счастью, помещение, в котором расположен ресторан, принадлежит мне, и не нужно платить аренды. А другие мои бизнесы позволяют компенсировать убытки. Иначе пришлось бы закрыться", – поделился с Baltnews владелец ресторана Talleke ja Pelmeenike в Таллине Василий Лузин.
Ковида оказалось мало. Летом 2021 года случилась новая напасть, плоды которой пожинают простые жители Эстонии, компании, производства, отели, рестораны, развлекательные центры.
Что за напасть? Энергетический кризис. Кто виноват? Тут мнения расходятся. Одни специалисты утверждают, что виноваты ветер и слишком жаркое лето, другие – обвиняют правительство, идущее на поводу у Брюсселя с его "зеленым переходом".
"Рост цен на электричество и отопление привел к тому, что огромное количество развлекательных центров, аквапарков, отелей закрываются. Они просто не имеют возможности оплачивать огромные счета. Туристов нет, посещаемость невысокая, откуда взять денег?" – рассказал Baltnews гид по Таллину Константин Николаев.
"Пандемия сократило количество посетителей многократно. А теперь еще и энергокризис. Счет за электричество в ресторане и оптовом винном складе за декабрь составил более 6000 евро. Невероятно!" – добавляет Лузин.
Что делать? Ждать конца отопительного сезона. Как минимум.
Или, может, правительство Эстонии готово помочь погибающей сфере услуг? Не на того напали.
Накануне туристические фирмы обратились с отрытым письмом к членам правительства и спикеру Рийгикогу Юри Ратасу. В нем компании отметили, что туризм в стране все еще находится в кризисном положении, и попросили помощи.
"Наши просьбы остались без ответа. Разве компании, которые годами и десятилетиями платили налоги и работали над повышением репутации Эстонии, достойно принимая здесь гостей, не так важны для государства, чтобы не поддерживать их средствами к существованию в течение нескольких месяцев, пока они не смогут продолжить работу?" – говорится в письме.
Вероятность того, что это (очередное) обращение не найдет отклика у эстонского правительства, более чем высока. Правительственной поддержки не стоит ждать и рестораторам, о чем ярко свидетельствуют слова Василия Лузина:
"Помощь от правительства ресторан так и не получил. Хотя запрос от нас был. Бюрократия. Отписки. Предлоги. Как раз предлогом стало собственное помещение".
В отчаянии, однако, не только турфирмы, но и само правительство, обратил внимание эстонский экономист Леонид Цингиссер. Более того, отговорки власть имущих, что, мол, денег на поддержку нет, – фикция:
"Проблема в том, что правительство находится в не меньшем отчаянии. Как показала практика, сегодня люди, находящиеся у власти, не могут решать вопросы компетентно и оперативно. Какой-то коллективный вялый разум, полностью себя исчерпавший. Наше правительство сейчас демонстрирует полную неспособность к принятию самостоятельных решений".
"Государство говорит, что денег нет. Но это не совсем правда. Дело в том, что государство, будучи основным владельцем Eesti Energia, сейчас получает сверхприбыли. То есть деньги есть. Госпредприятие, принадлежащее на самом деле народу Эстонии, – а власть сегодня получает от него супердоход", – пояснил экономист.
Встает вопрос о распределении этой самой прибыли, которая не распространяется на простых людей и малый и средний бизнес. Самое печальное, что за все просчеты правительства никто не несет ответственности, добавил Цингиссер.
Луч надежды гаснет с "омикроном"
За прошедшие Рождество Христово и Новый год число туристов в Эстонии ощутимо увеличилось. Это факт. Во-первых, власти страны ненадолго сняли ряд ограничений. Во-вторых, новый штамм коронавируса "омикрон" на тот момент еще не накрыл весь мир.
"Новогодние праздники в Эстонии прошли довольно активно, если сравнивать с двумя предыдущими годами. Были туристы и из России и с Украины. Иностранцев тоже было достаточно. Одной из причин относительно активных каникул стали "уязвимые места" антиковидных мер. В частности, россияне едут в Эстонию восстановить здоровье, поскольку Россия не выпускает просто так. Российские туристы приезжают в те места, где можно провести какие-либо спа-процедуры, получив подтверждение для "выпуска" на российской границе", – обратил внимание гид по Таллину Константин Николаев.
Но не долгой была радость туристов и туроператоров. Новая волна оказалась стремительнее предыдущих – страны одна за другой вновь закрывают границы.
"Сейчас, когда идет вторая половина января, туристов значительно поубавилось. Кроме того, стремительно растет статистика заболеваемости коронавирусом. Одним из факторов столь быстрого увеличения числа инфицированных стала отмена ограничений, действующая в Эстонии с новогодней ночи по утро 2 января", – добавил Николаев.
Он не строит оптимистичных прогнозов на ближайший год. Он убежден, что на ситуацию влияет не только пандемия, но и другие факторы, прежде всего политические: конфронтация между Востоком и Западом, безрезультативность переговоров по линии Совета Россия – НАТО, эскалация у границ Украины.
"Все очень нехорошо. Я надеюсь, что во всем этом мировом сценарии произойдет сбой, и все наладится", – подытожил Николаев.
Несколько оптимистичнее видится будущее владельцу Talleke ja Pelmeenike Василию Лузину:
"Я ожидаю, что пандемия закончится после того, как люди будут "вакцинированы" относительно легким штаммом "омикрон". Надеюсь, после этого коронавирус станет сезонным заболеванием. Ресторанная сфера восстановится через пару лет. Однако многие люди из ресторанной сферы просто-напросто сменили уже работу, насколько я знаю".
Как отмечает эстонский экономист Леонид Цингиссер, нельзя терять надежду на то, что ситуация рано или поздно на каком-то уровне стабилизируется:
"Другой вопрос, что наша реальность уже не будет прежней. Человек двигался, двигается и будет двигаться еще больше. Я имею в виду работу, учебу и конечно туризм. Сейчас провал, и нам кажется, что этому не будет конца и края. Все вернется, и вернется уровень выше, как показывает история различных катастроф и войн. Вернется на качественно новый уровень.
Вернется ли бизнес? Вернется, когда восстановится турпоток. Вопрос в том, что до того светлого будущего доживут не все".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.