После шокировавшего началом пандемии COVID-19 и связанными с ним ограничениями 2020 года у жителей Эстонии была надежда, что 2021 год позволит вздохнуть свободнее и вернуться к привычному укладу жизни – что уже само по себе для некоторых воспринималось бы как счастье.
К сожалению, этого не случилось, а потому людям теперь остается лишь с надеждой смотреть на пришедший 2022-й. Перечислим субъективный набор разочарований минувшего года.
Пожалуй, главным из них можно назвать тот факт, что коронавирус никуда не исчез и почти каждого от последствий этой беды продолжает в различной степени "потряхивать" до сих пор – рушится бизнес, срываются командировки и путешествия, не говоря уж о прямо или косвенно связанных с COVID-19 проблемах со здоровьем.
Ковидные страсти
Если смотреть по месяцам, то, как многие помнят, 2021 год начался со смены правительства. Пришедшая на пост премьер-министра молодая и перспективная реформистка Кая Каллас в первые же недели своего руководства ввела на несколько месяцев частичный локдаун, что вряд ли порадовало людей.
Разочаровала и череда весьма противоречивых заявлений – как самого премьера, так и членов ее кабмина, связанных с закупками вакцин и прививочной кампанией.
Вместо того, чтобы попытаться как можно быстрее закупить вакцины там, где они были доступны (в том числе в России), руководство Эстонии сделало ставку на "европейскую дисциплину", дожидаясь (за счет здоровья собственных граждан) пока в страну поступят "правильные" вакцины.
Следующее разочарование наступило уже вскоре, когда на складе Департамента здравоохранения испортилось огромное количество дорогостоящих вакцин.
Примечательно, что хоть о случившемся и написали все местные СМИ, за допущенную халатность никто в Эстонии до сих пор политической ответственности не понес. Не говоря уж о компенсации существенных государственных потерь из собственного кармана чиновников.
Закрытая граница
Вероятно, для тысяч граждан Эстонии разочарованием года также стала по-прежнему закрытая граница с соседней Россией. И хотя решением руководства РФ в течение года был упрощен въезд для некоторых категорий граждан (прежде всего, имеющих близких родственников в стране), для большинства обладателей эстонских паспортов Россия остается наглухо закрытой.
Особенно чувствительно на это реагируют русскоязычные граждане Эстонии, привыкшие за долгие годы к регулярным поездкам к друзьям или в музей-театр по выходным в соседний Санкт-Петербург, а теперь лишенные этого.
Рвутся связи, вынужденно меняются привычки, но ничего с этим поделать пока невозможно. При этом эстоноземельцы с завистью смотрят на граждан соседней Финляндии, которые, несмотря на весьма схожую с эстонской эпидемиологическую ситуацию, могут свободно въезжать в Россию уже с весны (сначала – на самолете, а с декабря текущего года – и на поезде).
Здоровье, выборы и электричество
Главными разочарованиями осени 2021 года, несомненно, стали очередной всплеск пандемии, к которой, как оказалось, медицинскую систему так в достаточной степени за лето и не подготовили (заодно сорвав план вакцинации), а также начавшийся безудержный рост цен на электричество и газ.
К счастью, активизация оппозиции заставила действующее правительство Эстонии думать быстрее, что позволило в экстренном порядке все-таки мобилизовать медсистему до уровня, достаточного, чтобы не вводить в стране жесткий локдаун.
Что касается борьбы с ростом цен на электроэнергию, то она продолжается до сих пор и, вероятно, перейдет и на следующий год. А в связи с начавшимся быстрым удорожанием и почти всех остальных товаров и услуг, данная неприятность вполне может стать первым разочарованием наступающего 2022 года.
Для многих в республике разочарованием стали октябрьские местные выборы. С одной стороны, прежние фавориты несколько потеснились в крупнейших самоуправлениях, а с другой – принципиально новых политических сил на этой волне не возникло и после утверждения результатов все вернулось на круги своя.
Победа или поражение?
Еще одним разочарованием 2021 года традиционно стала внешняя политика Эстонии. Конечно, тут многое зависит от трактовки. С точки зрения зарплат эстонских чиновников, отвечающих за внешнюю политику, и благополучия работающих в Брюсселе европарламентариев, все у страны хорошо. Даже отлично.
С другой стороны, полностью подчиненная старшим западным партнерам политическая линия не позволила и в этом году Эстонии маневрировать, исходя из национальных интересов – как в части здравоохранения, таки и в отношениях с Россией.
Некоторый оптимизм внушил приход на пост президента уравновешенного и осторожного Алара Кариса, однако по сути ничего не изменилось – официальный Таллин продолжает твердить антироссийские мантры, договор о границе не ратифицирован, а экономические отношения не улучшаются.
Безусловно, каждое из перечисленных разочарований политики при желании смогут трактовать как победы по известному принципу "Что нас не убивает, то делает сильнее", однако вряд ли это подходит простым жителям страны, вынужденным страдать от непрофессионализма и/или политической ангажированности принимающих решения людей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.