Согласно опросу социологической фирмы Norstat, проведенному в период с 1 по 27 сентября, популярность Эстонской консервативной народной партии (EKRE) составила 24,6% – на 0,2% больше, чем неделей ранее.
На фоне роста поддержки национал-консерваторов популярность прежнего давнего лидера рейтинга – правящей Партии реформ – снизилась с 25,6% до 24,2%. Рейтинг также входящей в коалицию Центристской партии составил 19,7%.
Провал мейнстрима
К тому, что в эстонской политике за первое место много лет боролись лишь реформисты и центристы, все настолько привыкли, что появление на первой позиции кого-то третьего воспринимается политиками из этих партии и мейнстримными политологами почти как катастрофа.
Между тем серьезные аналитики не видят в таком развитии событий ничего удивительного – в отличие от США, где традиция основного противоборства лишь двух партий фактически стала государствообразующей, в Эстонии политическая система все еще находится в стадии формирования, а потому избиратель очень чутко реагирует на внешние раздражители, не видя особой проблемы в том, чтобы при необходимости полностью перетасовать всю политическую колоду.
Безусловно, списывать прежних лидеров со счетов еще рано, однако на фоне успеха национал-консерваторов им придется теперь приложить много усилий для того, чтобы если не вернуть полностью, то хотя бы приостановить падение собственных рейтингов.
А это не так уж просто, ведь находящаяся в оппозиции EKRE может позволить себе любую критику и лозунги, не ограниченные ответственностью за текущее руководство страной и обязательства перед союзниками. В то же время уставший от вызванных пандемией коронавируса ограничений и экономических потерь народ требует понятных и эффективных решений, которые бы смягчали кризис, а не заставляли еще сильнее затягивать пояса.
Действующее руководство страны принимать такие решения, видимо, неспособно. Особенно хорошо это стало видно на фоне рекордного роста цен на электроэнергию, противостоять которому из-за продолжаемого правительством однозначного курса на "зеленый" переход представляется трудноосуществимым. А если к этому прибавятся еще возросшие с началом холодного времени года счета за коммунальные услуги, популярность правящих партий, вероятно, вовсе снизится до минимальных значений.
Успех предрешен
"Муниципальные выборы дают оппозиции более широкие возможности привлекать к себе внимание и критиковать правительство, а рост цен на электричество тоже плохо влияет на рейтинг партий в правительстве. Можно было ожидать, что при такой комбинации факторов в рейтингах партий может произойти такое изменение", – отметил в интервью ERR, комментируя текущие рейтинги эстонских партий, старший научный сотрудник Института политических исследований Тартуского университета Михкель Солвак.
"Здесь есть три аспекта. Во-первых, неспособность принимать ясные решения в широком смысле слова. Во-вторых, неспособность справиться с вирусом. В-третьих, усиливающиеся разногласия внутри самой партии", – констатировала в свою очередь профессор обществоведения Таллинского университета Ану Тоотс.
По оценке известного эстонского предпринимателя Оття Луми, можно было предвидеть, что раньше или позже первое место в рейтингах партий захватят национал-консерваторы: "EKRE очень выделяется со своими темами, и в том, что они сейчас на первом месте, нет ничего особо удивительного. […] Не удивлюсь, если их рейтинг поднимется до 30".
Удивляться тут действительно не стоит, тем более что несмотря на крайне националистическую риторику, которой EKRE выделялась еще несколько лет назад, в последнее время стали заметны попытки партии обрести более широкую поддержку среди разных слоев населения, в том числе русскоязычных жителей.
Выход EKRE накануне местных выборов на первое место по популярности среди жителей русскоязычного северо-востока Эстонии говорит сам за себя. Ощутившие на себе первыми "прелести" перехода на "зеленую" энергетику, а также смертельно уставшие от коррупции и откровенно плохого управления регионом под руководством Центристской партии, жители Ида-Вирумаа готовы голосовать от противного – за кого угодно, лишь бы увидеть свет в конце тоннеля. И смягчение тона выступлений EKRE оказалось тут как нельзя кстати.
Вынужденный выбор русских
Отказ от педалирования темы "паразитирующих тибл" (как назвал несколько лет назад эстонских русских один из ведущих политиков EKRE Урмас Рейтельман), было воспринято русскоязычными c удовлетворением, что фактически уравняло в их глазах EKRE со всеми другими эстонскими партиями, в том числе и с прежним фаворитом – Центристской партией.
Последняя за счет игр на противопоставлении, а затем правящих коалиций с EKRE и Партией реформ создала у неэстонцев ощущение обмана. Оно лишь усилилось в связи с продолжающимся, несмотря на вхождение центристов в правящую коалицию, процессом ликвидации русскоязычного образования.
Вообще, если на предстоящих в октябре местных выборах EKRE получат значительную поддержку в русскоязычных регионах, то можно будет предположить дальнейшие шаги партии в направлении привлечения к своей деятельности неэстонцев. Пока видных русскоязычных фигур среди первых лиц EKRE нет, но это совершенно не означает, что они не появятся к следующим парламентским выборам.
Времени для их раскрутки еще достаточно, а проблемы внутри Центристской партии, которые, несомненно, усилятся, если центристы утратят единоличный контроль над самыми значимыми для них самоуправлениями, включая Таллин и Ида-Вирумаа, вызовут интерес к EKRE и у многих нынешних центристов.
Ни одна из других эстонских партий в нынешней обстановке не сможет предложить им столь ясных перспектив для дальнейшей самореализации.
Можно предположить, что решающими в части рейтингов эстонских политических партий станут ближайшие полгода. Если правительство не справится с очередным витком коронавирусного кризиса, а продолжающийся зеленый курс окончательно разорит жителей страны, то шансы EKRE стать как на местном, так и государственном уровне главной силой страны будут расти в геометрической прогрессии.
Остается лишь надеяться, что вместе с увеличением рейтингов лидеры EKRE смогут наряду с популистскими лозунгами предлагать и реальные действенные решения, которые помогут Эстонии выйти из нынешних проблем, а не скатиться к еще большим трудностям.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.