"Несмотря на то, что меня лично оправдали с юридической точки зрения, я несу полную ответственность. Нет сомнений в том, что мы, как организация, потерпели неудачу в этой ситуации и не оправдали ожиданий", – заявил на пресс-конференции Борген, который сохраняет свою должность до назначения нового генерального директора.
С чего все начиналось?
В 2014 году Финансовая инспекция Эстонии зафиксировала в банке систематические нарушения. Как оказалось, эстонский филиал Danske Bank совершал транзакции через свои счета от неизвестных получателей. Далее в банке происходила череда проверок, приведшая к полному закрытию всех счетов нерезидентов.
В 2017 году объединение СМИ OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности – прим. Baltnews) провело расследование и выявило схему "отмывания" денег, согласно которой около 22 млрд долларов были выведены нелегально.
В сентябре 2018 года Financial Times опубликовала данные, согласно которым только за последний год через эстонский филиал было "отмыто" 30 млрд долларов.
Сам Danske Bank провел внутреннее расследование и установил, что всего через эстонское подразделение за это время прошло около 200 млрд евро нелегально.
Ничего не вижу, ничего не слышу
Как отмечает The Wall Street Journal, Danske Bank еще в апреле 2013 года знал, что его эстонское подразделение работает с подозрительными клиентами со ссылкой на электронное письмо Нильса Тора Миккельсена, отвечавшего тогда в банке за борьбу с отмыванием денег. В нем Миккельсен спрашивал у эстонского представительства Danske о счетах клиентов из черного списка, куда входят лица и компании, подозреваемые в финансовых нарушениях.
Также в расследовании датского издания Berlingske говорится о том, что Москва еще в 2007 году уведомляла Danske Bank о подозрительных операциях и сомнительных клиентах его эстонского отделения. На что датчане ответили формально – все сделки проходили без нарушений.
Отмывали под носом у эстонцев
Глава правительства Эстонии выразил озабоченность в связи с разразившимся скандалом в Danske Bank.
"Нам необходимо выяснить, работали ли неэффективно государственные организации в случае с Danske банком и если да, то какие именно. А также внести ясность, в более широком смысле, в проблему отмывания денег кредитными учреждениями Эстонии", – сообщил Юри Ратас в своем Facebook.
Его обеспокоенность неудивительна, ведь, получается, что "под носом" у эстонцев проводили крупные финансовые махинации, которые не были вовремя пресечены. По словам директора Финансовой инспекции Кильвара Кесслера, ситуация с Danske сильно подорвала репутацию банковского дела Эстонии. Как он заверяет, в период с 2007 по 2015 год инспекция неоднократно проверяла банк Danske, однако также предполагает, что предписания могли просто и не достичь необходимого уровня в администрации банка.