Международное энергетическое агентство прогнозирует рост потребления природного газа в Европе в ближайшие годы и считает, что это может подорвать усилия Брюсселя сократить эмиссию углерода. Но ни агентство, ни сам Евросоюз пока не могут предложить никакого реального альтернативного решения проблемы.
Жаркое лето, посткризисный промышленный подъем и реальная рыночная ситуация лишают всякого смысла споры о роли природного газа и, в частности, газа, поставляемого в Европу из России, в "зеленой модели" экономики континента.
Сколько копий сломано о крылья "враждебных мельниц", сколько обличительных речей произнесено в адрес российских поставок природного газа в Европу и сколько написано статей о необходимости сократить эти поставки, а затем и вовсе отказаться от них в пользу возобновляемых источников энергии и ради зеленой экономики.
Но вот пандемия вроде бы пошла на убыль и вновь начинает работать на полную мощность европейская промышленность, да еще и лето выдалось необыкновенно жарким – все это резко повысило спрос (а значит, и цены) на электроэнергию и на природный газ, на котором работают сотни электростанций в странах Евросоюза.
К тому же Нидерланды прекратили разработку своего месторождения, а сжиженный природный газ скупают Китай и Индия, создавая его дефицит на европейском континенте.
И критические рассуждения о негативном политическом и экологическом значении закупок российского газа, о том, что новые российские газопроводы Европе не нужны и что они на самом деле представляют собой "инструменты геополитического влияния", разом стихли.
Прагматичные европейцы, оказавшись в сложном положении, используют все, что есть, и надеются на скорое увеличение поставок. Трейдеры, как пишет агентство Bloomberg, ожидали, что повышенный спрос на природный газ в Европе и ее тревожно пустые газовые хранилища побудят российский "Газпром" увеличить прокачку газа в страны альянса через территорию Украины.
Не дождались и, оценив отсутствие соответствующих контрактов между Москвой и Киевом, переключились на оценки возможных объемов газа, который можно будет прокачать по первой завершенной ветке "Северного потока–2" до конца года.
Пришли к выводу, что можно надеяться на миллиардов восемь кубов, и примерно прикинули влияние этого дополнительного объема на рынок, подчеркнув ключевое значение нового российского газопровода для Евросоюза на ближайшие годы из-за прогнозируемого роста спроса.
Вяло поговорили о возможной политической подоплеке нежелания России увеличивать доходы Киева от транзита газа и выразили надежду на то, что предстоящий визит канцлера Ангелы Меркель в Вашингтон наконец поставит точку в "проблеме" трений между Германией и США из-за российского газопровода.
О, этот тихий и прагматичный мир "газовых" трейдеров
"Многое будет зависеть от "Северного потока–2", – цитирует Bloomberg слова Массимо Ди-Одоардо, вице-президента компании Wood Mackenzie Ltd, курирующего торговлю газом. – Если он не будет запущен, а Россия по-прежнему не будет закупать мощности через Украину, тогда явно может возникнуть риск скачка цен. Я сомневаюсь, что у нас (в Европе) будут отключения электроэнергии, но, конечно, сейчас перспективы на зиму выглядят довольно напряженно".
Вот чем многим европейцам сейчас нравятся материалы, публикуемые трейдерами и для трейдеров авторитетными экономическими изданиями, так это тем, что они не размениваются на домыслы, пропаганду и псевдоаналитические рассуждения о злонамеренности каких-либо политических "режимов". И обязательно выясняют точку зрения всех участников процессов, торгов и сделок.
Есть такой востребованный товар, как природный газ, имеются такие-то "игроки", что держат такие-то доли рынка, и к их мнению и планам надо внимательно прислушиваться. Все факторы, реально сказывающиеся на стоимости, оцениваются прагматически.
Никого не интересует, что по поводу торговли газом думают политики и чиновники, скажем, в странах Балтии, не влияющие на ситуацию с ценами. Никакого "серого шума". Только цифры, баланс спрос-предложение, доходы, маржа.
Этот логичный и очень практичный мир вызывает сейчас особенную симпатию у многих европейцев, уставших от "гвалта" и демагогических "разоблачений" ангажированных антироссийских средств массовой информации.
Когда твои счета за электричество и газ растут с каждым месяцем, становится значительно интереснее слушать и читать о том, что без дополнительных поставок газа из России по трубам "Северного потока–2" Европу зимой может ожидать кризис.
Европейцы начинают чувствовать личную заинтересованность в успешном и как можно более быстром завершении прокладки газопровода и всех связанных с ним процедур.
Пусть конфликтуют политики, но поставки должны продолжаться
А прогноз Международного энергетического агентства, считающего рост спроса на газ угрозой "зеленой политике" Евросоюза, воспринимается отстраненно и лишь как напоминание о теоретической угрозе. Тем более, что никакой реальной альтернативы газу у европейцев в ближайшее десятилетие не будет.
Альянс может и должен в скором времени отказаться от сжигания на электростанциях угля, возможно, и нефтепродуктов, но заменить природный газ пока нечем. Спрос на него будет в ближайшие годы расти, что повысит взаимозависимость Евросоюза и России и, следовательно, создаст дополнительный стимул наладить отношения.
Мир трейдеров живет, казалось бы, своей собственной жизнью, порой совершенно не соответствующей "жизни" на международной политической арене.
Он очень не любит всяческие экономические санкции и болтунов, и он вовсе не зациклен исключительно на добывании денег, поскольку осознает свое ключевое значение в организации и обеспечении удобства повседневной жизни населения и втайне преисполнен гордости и величия.
Пока главы государств "перемывают друг другу кости", а общественность с тревогой наблюдает за повышением градуса обвинений и угроз, трейдеры из тех же самых стран спокойно, дружелюбно и к взаимной выгоде продают друг другу контракты на поставки газа или нефти танкерами, по трубопроводам и железнодорожными цистернами.
И этот газ идет на производство электроэнергии, которая питает телевизоры, компьютеры и холодильники в домах и пререкающихся политиков, и наблюдающей за ними общественности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.