Европейская "зеленая сделка": страны Балтии стоят на энергетическом перепутье

Ветроустановка
РИА Новости

Илья Круглей

Эстония, как и другие страны "периферии" ЕС, все чаще задает вопросы Брюсселю о том, как развивать энергетику, когда нужно соблюдать крайне жесткие требования по охране окружающей среды. Пока четкого ответа нет, но в Европе понимают, что за это придется платить.

Вопросы экологии традиционно считались важным аспектом внутренней политики ЕС. Однако после декабря 2019 года, когда был принят новый состав Еврокомиссии, появилась идея "зеленой сделки". Она подразумевает полный отказ стран ЕС от углеводородов и переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ).

В некоторых СМИ и экспертных сообществах говорится о том, что сначала должен "уйти" уголь, потом нефть, а после него и газ. Впрочем, считается, что газ на первом этапе может даже стать основным типом энергии, но это будет лишь временная мера.

На первый взгляд такие планы кажутся чем-то нереальным. Но, похоже, что в Восточной Европе этот процесс вскоре будет запущен.

Никто не сопротивляется "зеленой сделке"

Недавно прошла встреча премьер-министра Эстонии Юри Ратаса и президента Еврокомиссии Урсулы фон дер Лейен. По словам политика из балтийский республики, реализация "зеленой сделки" будет сложной задачей. Но, как уверен Ратас, она же открывает широкие возможности.

В ходе переговоров премьер Эстонии крайне положительно высказался об инициативе Еврокомиссии. А вот по существу он явно дал понять, что его стране нужны гарантии для нормальной работы энергетики, помощь бизнесу – в общем, хоть какая-то достойная компенсация.

"Зеленая сделка может обеспечить те показатели "нейтральности" климата, которую Европейский союз установил на 2050 год. Но зеленый поворот не может быть осуществлен без цифрового преобразования", – цитирует эстонского премьера The Baltic Times.

Особо следует отметить его заявление о горючих сланцах.

"Эстония также желает, чтобы добыча горючего сланца и угля учитывалась одинаково в Фонде справедливого перехода, чтобы он также учитывал людей, работающих в энергетическом секторе в Ида-Вирумаа", – сказал Ратас.

Напомним, ЕС хочет чтобы Эстония полностью свернула добычу и использование горючих сланцев, предлагая компенсацию – 125 млн евро.

Новые нормы экологии – польза или вред для Балтии?

Эстония, Литва и Латвия всегда старались следовать рекомендациям Брюсселя. Будет ли также и в случае с "зеленой сделкой"?  Скорее всего, да. Другой вопрос, что некоторые страны Балтии уже сегодня стараются получить от Еврокомиссии достойную компенсацию. Аккуратные напоминания Ратаса о сланцах – явное тому доказательство.

Кстати, не стоит считать, что Таллин нагло пытается выпросить денег. Премьер-министр делает все очень даже правильно. Проблема лишь в том, получится ли у него в итоге.

Как рассказала в беседе с Baltnews латвийский экономист Евгения Зайцева, горючие сланцы в Эстонии добывали все время. Это довольно старый для региона ресурс, причем весьма хороший. Зачем от него полностью отказываться, не совсем понятно.

"Польша или ФРГ тотальную остановку добычи угля не запустили, так почему государство Балтии должно сворачивать свою отрасль? От добычи, транспортировки и использования этого природного ископаемого вреда больше, чем от горючих сланцев. Последние, кстати, больше близки к торфу", – объясняет латвийский экономист.

По мнению Евгении Зайцевой, премьер-министр Эстонии Юри Ратас все правильно сделал. Он недвусмысленно намекнул Еврокомиссии, что стране нужна какая-то альтернатива.

"Когда речь заходит о сохранении экологии, иногда бывают явные перегибы, например, как в Латвии, где критике подвергается даже отопление дровами. Ну, какие тут выбросы?

А вот вопрос цифровизации, который был поднят эстонским премьером – это действительно хорошая идея. Я напомню, в странах Балтии множество компаний работает через интернет, сфера коммуникаций очень важна для них.

Если Еврокомиссия в рамках "зеленой сделки", скажем, выделит специальные еврофонды для цифровизации, то у бизнеса Эстонии, Латвии и Литвы появятся дополнительные оборотные деньги, необходимые для расширения. Будет закупаться новое мощное оборудование, появятся рабочие места и более профессиональные кадры.

В целом, это актуально для Балтии, поскольку банки региона редко дают кредиты на подобные запросы. Охотнее они выдаются для ипотеки. Цифровизация поможет увеличить доходы от налогов, ведь бизнес – основной драйвер развития любой страны", – считает эксперт.

Впрочем, как отметила латвийский экономист, это не решит вопроса альтернативы горючим сланцам. Даже помощь в развитии ВИЭ, о которой шла речь на встрече с председателем Еврокомиссии – это не панацея. Ветряные и солнечные электростанции работают не очень стабильно. К примеру, в Латвии несколько месяцев подряд небо было закрыто облаками. Как обеспечить в таких условиях постоянную подачу энергии?

"К сожалению, пока что нет технологий массового накопления энергии от ВИЭ, чтобы потом пустить ее по проводам, когда это нужно. Возобновляемые источники не могут быть гарантированной альтернативой.  Да и вообще называть сделку "зеленой" немного странно. Даже от ветряных электростанций есть вред – вибрация почвы ", – заключила экономист.

Деньги в обмен на соблюдение экологии

Стоит отметить, что не только в одной Балтии сейчас рассуждают о "зеленой сделке" и компенсациях за соблюдение ее условий.

К примеру, министр государственных активов Польши Яцек Сасин в эфире радиостанции RMF FM заявил, что польские госкомпании больше не будут закупать уголь в России, Южной Америке, США и Мозамбике.

Однако глупо считать, что Варшава заговорила об этом только из-за "зеленой сделки". Вполне вероятно, что стимулом для подобного заявления стали недавние забастовки польских шахтеров, которые даже перекрыли железнодорожную линию у принадлежащей компании Tauron электростанции "Лазиска".

Требования у них были простыми – прекратить снижение объема добычи угля в Польше. То есть Варшава хочет перестать покупать уголь не ради экологии, а ради рабочих мест и прибыли.

Впрочем, жесткого сопротивления "зеленой сделке" нет. Есть только предложение Польского экономического института – ЕС должен создать фонд с бюджетом от 10 до 20 млрд евро, два из которых должны быть выданы Варшаве, как компенсация за переход на новые нормы по экологии.

Похожие настроения наблюдаются и в других восточноевропейских странах. К примеру, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан также заявлял, что его стране потребуется серьезная финансовая помощь Брюсселя, чтобы достичь климатических стандартов.

Восточная Европа – "испытательный полигон"

Тема "зеленой сделки" не просто так чаще всего упоминается на "периферии" ЕС. Как отметил в комментарии для Baltnews политолог и политтехнолог Евгений Минченко, период ухаживания Евросоюза за странами Балтии кончился.

"Вряд ли Брюссель будет сильно переживать о том, получится ли у восточноевропейских стран все идеально с этой "зеленой сделкой" или нет. Если сильно упростить и сказать одним тезисом: "А почему бы и не попробовать? Не жалко же". ЕС не так сильно беспокоится по этому поводу, поскольку его сейчас больше заботят последствия Брексита", – объяснил эксперт.

Примерно такого же мнения в комментарии для Baltnews  придерживается и руководитель аналитического департамента AMarkets – Артем Деев.

"В Европе планомерно ведется работа по сокращению наиболее "грязных" видов генерации. В перспективе Европа планирует отказаться от использования  даже природного газа в пользу газов с низким содержанием углерода возобновляемых газов.

Для ЕС приоритетным направлением инвестиционной деятельности являются проекты "зеленой энергетики". Эстония и Прибалтика в целом, которые ведут активную политику по сокращению вредных выбросов, могут стать "пилотными территориями" для полного отказа от любых видов генерации, кроме экологически чистых технологий", – считает эксперт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме