Формируемая в Берлине по итогам выборов новая правящая коалиция вернулась к давнему немецкому спору об атомных бомбах и, вероятнее всего, попросит США, которым принадлежат эти заряды, вывести их из страны. И в этом случае возникнет вопрос о том, куда они могут быть передислоцированы и могут ли быть заменены на эквивалентные заряды других типов.
В прибалтийских столицах и в Варшаве ранее уже раздавались, хоть и не очень громко, призывы разместить ядерное оружие и средства его доставки на территории Польши или стран Балтии в целях "сдерживания России".
При таком сценарии, который серьезные эксперты считают все же маловероятным, ситуация с безопасностью в регионе резко ухудшится. Тем не менее, участившие разговоры о ядерном сдерживании России, о якобы имеющейся опасности ее нападения на Украину и в целом искусственно нагнетаемая напряженность говорят о том, что в НАТО всерьез рассматривают "неожиданные" варианты дислокации атомных боеприпасов.
Принадлежащие США атомные бомбы в количестве, как полагают, восьмидесяти штук хранятся в "секретном месте" (правда, о нем знают все немцы) и считаются оружием "совместного использования" НАТО, то есть ядерными боеприпасами, доставку которых к целям во время "холодной войны", взяла на себя Германия.
Бомбардировщики немецких военно-воздушных сил с разрешения президента США гипотетически должны были бы подняться в воздух с этими бомбами на борту и сбросить их, если получится, на "Советы" или их наступающие танковые колонны.
Принято считать, что эти восемь десятков бомб реального военного значения уже давно не имеют, но как бы являют собой символ единства и силы НАТО, обладают собственным внешнеполитическим весом.
Но было бы наивно полагать, что это те же самые бомбы, что лежали в тайных хранилищах два, три десятка лет назад. Сведений о замене старых боеприпасов на новые в открытом доступе, естественно, нет, но склонные к недоверчивости военные эксперты должны априори исходить из того, что хранящиеся сейчас в Германии заряды произведены уже в этом веке.
А современные ядерные боеприпасы, средством доставки которых к целям считаются стратегические бомбардировщики, многоцелевые истребители-бомбардировщики (например, американские F-35), на самом деле уже мало чем отличаются от ракет.
Андрей Кортунов: Основополагающий акт пока никто не отменял
Среднестатистическому немцу затея с ядерным оружием не нравится уже несколько десятилетий. Он и атомные электростанции считает опасным излишеством, что и определило решение Берлина отказаться от их использования после аварии в японской Фукусиме.
А после развала "враждебного социалистического лагеря" чужие ядерные бомбы по соседству с собственным домом стали казаться очень плохой идеей значительной доле немецких избирателей. И они, в большинстве своем, голосуют как раз за те партии, что одержали победу на прошедших выборах.
Формирующие правящую коалицию социал-демократы, "зеленые" и либералы свободной демократической партии, как полагают немецкие политологи, почти со стопроцентной гарантией договорятся о начале процесса вывода атомного оружия из Германии. Поводом может послужить и то, что срок жизни немецких бомбардировщиков, "заточенных" под атомные бомбы, вскоре истекает.
Когда и если это случится, в НАТО возникнет вопрос о том, следует ли вовсе вывести бомбы из Европы, перевести их в другую европейскую страну (страны) военного блока или же заменить на иные, равноценные типы ядерных вооружений, "спрятав" их опять же вне пределов Германии где-то восточнее.
Поскольку в странах Балтии ни собственных, ни чужих стратегических бомбардировщиков нет и размещать их там никто не станет, то говорить о передислокации бомб в тамошние земли не приходится.
Но при очень большом желании туда гипотетически можно привезти ядерные боеприпасы, рассчитанные на иные, "более компактные" средства доставки. С Польшей ситуация немного иная.
"Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО (подписан в Париже 27 мая 1997 года) пока еще никто не отменял", – напоминает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов.
И хотя одно из положений этого документа – о Совете Россия-НАТО – с недавних пор, после взаимного отзыва миссий, фактически не действует, и обе стороны сейчас рассматривают друг друга как потенциального противника опять же в нарушение положений акта, никто не заинтересован в полном разрыве отношений и еще большем обострении.
Размещение ядерных вооружений в странах Балтии или в Польше означало бы отказ НАТО и США практически от всех еще остающихся договоренностей, от взаимных гарантий безопасности, от согласованного баланса сил, считает политолог Кортунов.
Он считает, что администрация президента Джо Байдена согласится с требованием Германии вывести атомное оружие с ее территории, когда оно последует, поскольку Вашингтон намерен придерживаться уже заявленной политики сближения с Берлином. Которому, кстати, вряд ли понравится появление ядерного оружия на территории соседней Польши или в странах Балтии, то есть у самой границы России.
Конструктивный диалог с Россией сделает Германию сильнее >>>
Отрицательное отношение немцев к атомным вооружениям (а также атомным электростанциям) в Европе обязательно будет учитываться НАТО.
В то же время, как полагает Андрей Кортунов, многое, включая вопрос о размещении или неразмещении вооружений где-либо еще в Европе, будет зависеть от ситуации на Украине, от того, насколько сдержанными и продуманными будут действия и России и США в связи с "украинским противостоянием".
Виллем Роода: стратегического ядерного оружия в Прибалтике не будет
Военный эксперт, высший офицер-аналитик военной разведки (ГРУ) в отставке Виллем Роода также полагает, что размещение стратегических ядерных вооружений в странах Балтии маловероятно.
Появление такого оружия на территории Польши теоретически возможно, полагает эксперт, но на практике это вряд ли случится в обозримом будущем.
Да и американские генералы, насколько можно судить по информации в открытых источниках, возможность дислокации стратегических ядерных вооружений на польской территории даже не рассматривают, говорит Виллем Роода.
Но, по его мнению, в регионе может быть размещено тактическое ядерное оружие, которое в сложившейся напряженной ситуации и в атмосфере нагнетания противостояния многократно увеличивает риски спонтанного, случайного вооруженного конфликта с последующей цепной реакцией его развития до уровня обмена ядерными ударами.
Современное тактическое ядерное оружие, например, снаряды для дальнобойных гаубиц, ракеты малой дальности, находящиеся в тех же транспортно‐пусковых контейнерах, что и зенитные комплексы, очень сложно отследить и обнаружить их местоположение, говорит Виллем Роода.
Кто же может уверенно сказать, какие именно снаряды к гаубицам хранятся в ящиках, скажем, где-нибудь на военной базе НАТО в эстонском Тапа. Сам факт их появления в странах Балтии взрывоопасен – а много ли надо, чтобы регион "полыхнул", как сухая трава в засуху.
Военный эксперт полагает, что ситуация вокруг Украины во многом определит отношение европейских стран к ядерному оружию. Очевидно, говорит Виллем Роода, Россия, разместившая близ границ с беспокойным соседом подразделения спецназа, пытается таким образом удержать Киев от совершения глупостей, вроде попытки силой решить проблему русского Донбасса.
Но вынужденные меры, принимаемые Россией, позволяют сторонникам политики ее "сдерживания" на свой лад интерпретировать намерения Москвы, приписывая ей агрессивные, захватнические планы. Противопоставить которым следует, по их логике, в том числе и ядерные вооружения, а следовательно сокращать их присутствие в Европе никак нельзя.
Осмысление этой "логической цепочки" заставляет подозревать некую связь между очередным "кризисом" вокруг Украины и намерением Германии сократить количество ядерных вооружений НАТО в Европе.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.