Брюссель собирается помешать Илону Маску, покупающему популярный мессенджер Twitter, воплотить в жизнь его политику "абсолютной свободы слова". С точки зрения россиян и европейских пользователей российских новостных ресурсов, свобода слова в Евросоюзе перестала существовать после блокировки российских телеканалов и онлайн-изданий.
Маск явно собирается бросить вызов Евросоюзу, продемонстрировав ему собственные возможности и принципы. Ранее он отказался выполнить требование Киева о блокировании российских телеканалов.
История атаки Илона Маска на Twitter, сопротивление компании владельца-мессенджера, имеющего около 300 миллионов активных пользователей, связанные со всей этой историей разбирательства и все же полученное Маском согласие на продажу ему контрольного пакета акций обсуждались в западных средствах массовой информации немногим меньше, чем военные действия на Украине.
Многие обозреватели гадают, зачем самому богатому человеку планеты, революционеру бизнеса, основателю Tesla и SpaceX на самом деле понадобился мессенджер Twitter. Последний сделает из Маска целью давления со стороны политических сил, более могучих, чем то, с чем он сталкивался до сих пор.
В Вашингтоне обеспокоены тем, что Маском движет желание "поквитаться" с властями и самим Twitter, который в свое время блокировал неугодные демократической партии США аккаунты, включая и аккаунт еще действовавшего на тот момент президента Дональда Трампа.
Вероятно, если учесть сложные взаимоотношения владельца SpaceX с властью и рядом военно-промышленных корпораций, у американского истеблишмента есть и иные, не менее веские причины опасаться "прорыва" Маска в пространство социальных сетей, но о них публично не говорится.
А европейские политики после сообщения о продаже Twitter за сумасшедшие 44 миллиарда долларов уже обещают подвергнуть американца судебным преследованиям, если он станет нарушать недавно принятый в Евросоюзе закон о цифровых услугах.
Этот документ радикально ограничивает право, в том числе и социальных сетей, самим определять, что можно публиковать, а что, наоборот, не следует, если не хочешь оплачивать разорительные штрафы.
Новые цифровые стандарты Евросоюза вынудят Twitter и его более крупных конкурентов YouTube и Facebook с помощью неусыпной и оперативной цензуры ввести ограничения на то, о чем люди свободны говорить в виртуальном пространстве. Причем крупные сети подпадают в соответствии с законом о цифровых услугах под непосредственный контроль Брюсселя и обязаны выплачивать ему миллионные суммы в качестве оплаты "услуг" контрольных органов.
Twitter в сочетании со Starlink как гаранты свободы слова
Сам Илон Маск неоднократно заявлял, что остается сторонником абсолютной свободы слова, составляющей, по его мнению, "основу действующей демократии", и намерен сделать интернет-ресурс бастионом свободы самовыражения. В дополнение к приобретаемому Twitter, которым пользуются практически все западные политики и чиновники, у бизнесмена есть еще один мощный актив, способный сделать мессенджер и принципы Маска практически неуязвимыми для цензуры или блокировок.
У Маска имеется уже частично действующая глобальная система Starlink, группировка из нескольких тысяч спутников, разворачиваемая компанией SpaceX для обеспечения пользователей высокоскоростным широкополосным доступом к интернету. Как говорят эксперты, она необыкновенно устойчива к попыткам помешать ее работе и, тем более, блокировать ее сигналы.
В ходе военных действий на Украине Илон Маск предоставил Киеву сотни, если не тысячи комплектов оборудования для подключения населения к интернету, но, несмотря на давление, наотрез отказался блокировать российские телеканалы и новостные ресурсы.
Решения американского миллиардера в этой связи оцениваются по-разному, но в стойкости, упорстве, готовности судиться с властями практически по любому поводу и принципиальности ему никто не может отказать. И пока нет оснований считать, что, завладев Twitter и в случае необходимости используя свою собственную систему подключения к глобальной сети, Маск уступит давлению Брюсселя, когда тот потребует от него что-нибудь блокировать.
В Брюсселе, вероятнее всего, осознают шаткость положения и учитывают то влияние, которое Маск имеет на умы и настроения молодежи, на интернет-сообщество и на деловые круги. Не так давно он, например, несколькими не то шуточными, не то вполне серьезными замечаниями "поиграл" курсами криптовалют, продемонстрировав свое влияние как минимум на этот сегмент глобального финансового рынка.
Недальновидный и легкомысленный человек ни в коем случае не смог бы добиться того, чего добился Маск в своей жизни, и, следовательно, все, что он делает в публичной сфере, имеет свою цель. Так же как, конечно, и проявленное им упорство на пути к приобретению контроля над Twitter, то есть прорыв в чувствительную, стратегически значимую сферу средств массовой коммуникации.
Миллионы людей, в том числе и в Евросоюзе прислушиваются к его словам и относятся к нему с глубоким уважением, считая его ярким представителем совершенно нового поколения предпринимателей и общественных деятелей, способным реализовать самые, на первый взгляд, фантастические замыслы.
Маск умеет и любит судиться не меньше Брюсселя
Проблему для властей Евросоюза в противостоянии с Маском может составить и его известная склонность судиться, добиваясь своего там, где большинству показалось бы более благоразумным отступить. Ресурсов и адвокатов у миллиардера достаточно, чтобы, например, оспорить неподкрепленные железной юридической базой решения Брюсселя. Такие, например, как запрет российских телеканалов.
В свое время создатель SpaceX скупал услуги бывших сотрудников Конгресса и других ответственных лиц, подал в суд на всесильный Пентагон, чтобы получить доступ к военно-космическим контрактам, заодно посрамив и нажив себе врагов в лице на тот момент фактических монополистов американского космоса и военных подрядов – корпораций Boeing и Lockheed Martin.
Американские военные были обвинены юристами Маска в том, что несправедливо не дали шанс его компании исполнить обещание доставлять спутники на орбиту с гораздо меньшими, чем у конкурентов, затратами. Результат известен. Ракетная компания SpaceX вернула посрамленные Соединенные Штаты на околоземную орбиту, куда они могли до того момента добираться только на борту российских кораблей.
О конкретных планах Маска относительно судьбы и направления развития Twitter мало что известно, но многие представители русскоязычного населения в странах Евросоюза полагают, что коллизия между миллиардером и Брюсселем неизбежна. Есть основания полагать, что американец, помимо всего, прочего "поквитается" с Брюсселем за запреты, наложенные на российские средства массовой информации после начала военной операции на Украине.
Блокировки, ограничения и отключения стали результатом решения Брюсселя и национальных правительств, которые при этом не опирались на вердикты судов или убедительные выводы экспертов, но были безосновательно объяснены борьбой с дезинформацией и разжиганием враждебности и ненависти.
И что бы там не говорили по этому поводу власти Евросоюза и, в частности, Эстонии, как бы не объясняли свои решения о бойкоте российских средств массовой информации, воспринято это россиянами и многими жителями стран альянса однозначно как доказательство того, что любое средство массовой информации может быть закрыто по политическим соображениям, а не на основании, скажем, решения суда. Что по сути означает отказ Евросоюза от принципов свободы слова. И в этом позиции Брюсселя и Маска явно не совпадают.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.