Дополнения, которыми Евросоюз стремится обновить правила международной торговли, могут привести к смерти Всемирной торговой организации (ВТО). Брюссель стремится "поднять планку", ввести для импортируемых товаров новые требования природоохранного, социального и геополитического характера, обязательные для всех партнеров, желающих продолжать дела со странами альянса.
Цели Евросоюза, который посредством новых правил международной торговли собирается "воспитывать" других игроков глобального рынка, выглядят благородными.
Действительно, что плохого в том, чтобы требовать от производителей и импортеров товаров, поставляемых в страны альянса, строгого соблюдения требования, скажем, не загрязнять природу, не вырубать без особой надобности леса и, в числе прочего, не использовать труд несовершеннолетних? Наоборот, все эти требования следовало бы лишь приветствовать, сделав вид, что поучительный менторский тон Брюсселя никого особенно не задевает.
Он говорит, что обязан – как величайший рынок сбыта товаров, оплот прав человека и лидер борьбы с потеплением климата задать новые стандарты международной торговли. Те же самые, что Евросоюз вводит в практику на собственной территории. Не больше, но и не меньше.
Вроде бы добрые побуждения Евросоюза, как считают многие европейские экономисты, в сочетании с продолжающейся торговой войной между Китаем и США приведут к уничтожению многостороннего торгового порядка. Оплотом и гарантом которого пока остается Всемирная торговая организация – институт небезупречный с точки зрения эффективности, но единственно существующий.
Новая торговая политика Евросоюза, а вернее, те условия, которыми он собирается дополнить правила международной торговли, могут лишить смысла дальнейшее существование ВТО.
Евросоюз берет на себя судейство в деле о "добре и зле"
Многосторонний торговый порядок, как напоминают эксперты института Брейгеля (брюссельской исследовательской организации, специализирующейся на международной экономике), основан на одном фундаментальном принципе: недискриминации.
В соответствии с ним ни одно государство не должно посредством практики неравноправного отношения ущемлять интересы той страны, откуда поступает импортируемый товар, и после того, как он импортирован, он не должен подвергаться дискриминации в пользу отечественных товаров. И этот принцип позволяет (хотя в свете последних событий правильнее говорить в прошедшем времени – "позволял") международной торговле процветать.
Следует ли относиться к двум парам ботинок одинаково, задаются вопросом экономисты, если одна была произведена в соответствии с европейскими трудовыми и экологическими нормами и требованиями, а другая произведена на фабрике, где рабочие трудятся по двенадцать часов в день за мизерную плату, а химические отходы просачиваются в ближайшую реку?
Действующие правила международной торговли говорят "да". Евросоюз намерен вынудить своих предпринимателей и весь мир говорить "нет".
"Мы больше не можем закрывать глаза на то, что происходит в наших цепочках создания стоимости", – говорил комиссар Евросоюза по делам юстиции Дидье Рейндерс, представляя на днях подготовленную Еврокомиссией директиву о "комплексной проверке корпоративной устойчивости". Она в частности подразумевает обременение европейских предпринимателей обязанностью комплексной оценки деятельности иностранных партнеров и поставщиков, их соответствия уже упомянутым экологическим и социальным требованиям Евросоюза.
Компании должны будут "предотвращать и смягчать нарушения прав человека и ущерб окружающей среде в своей цепочке создания стоимости". За невыполнение этих условий могут последовать штрафы. Кроме того, те работники предприятий-иностранных партнеров и поставщиков европейских компаний, чьи права были нарушены в цепочке поставок, могут подать иск о возмещении ущерба в судах стран Евросоюза.
Иными словами, европейские компании (речь идет о крупных предприятиях) будут нести финансовую ответственность за то, чтобы все связанные с ними производители в третьих странах "вели себя хорошо".
Это, естественно, резко повышает для европейцев риски финансовых потерь. А потому часть компаний готовится вывести свои активы и прервать деловые контакты с партнерами в тех развивающихся странах, работа с которыми обязательно принесет предприятиям Евросоюза неприятности. Другие же просто протестуют против завышенных требований Брюсселя. Не очень, мягко говоря, довольны, конечно, и те страны, что теряют из-за этого конфликта инвестиции и торговые связи со странами альянса. Они считают новые правила Брюсселя дискриминацией, поскольку в силу своего экономического и управленческого отставания от "образцового" Евросоюза просто не в состоянии соответствовать его требованиям.
Сам себе "карающий меч"
Помимо уже представленной директивы о "комплексной проверке корпоративной устойчивости" Брюссель планирует внедрить пограничный углеродный налог, о котором сказано уже немало, но не с точки зрения его последствий для авторитета Всемирной торговой организации.
Суть налога состоит в том, чтобы добавить плату за загрязнение атмосферы парниковыми газами к цене импорта. Еврокомиссия утверждает, что эта политика не противоречит требованиям ВТО. В чем многие юристы и экономисты не уверены. А с точки зрения третьих стран, включая Китай и всю Африку, пограничный налог равноценен торговой дискриминации.
Многие считают, что Евросоюз использует торговые зависимости, зависимости третьих стран от его рынка, как инструмент экономического и политического принуждения. Балансу устоявшегося многостороннего торгового порядка приходит конец.
Дополните эту картину еще и намерением Брюсселя учредить свой собственный механизм противодействия давлению со стороны третьих стран (в качестве примера европейские экономисты приводят конфликт между Литвой и Китаем, который организовал для нее многочисленные торговые неприятности из-за неосмотрительной политики Вильнюса в отношении Тайваня) и станет ясно, что Евросоюз фактически подминает под себя ВТО, отбирая у него значительную часть функций. Включая функцию третейского судьи.
Уже упомянутый институт Брейгеля ранее опубликовал исследование, в котором довольно убедительно доказывает, что в сочетании с продолжающейся торговой битвой двух экономических гигантов, США и Китая, инициативы Евросоюза, то есть гиганта международной торговли, означают смертный приговор Всемирной торговой организации.
Правила международной торговли в результате будут определять, контролировать и следить за их исполнением (причем, возможно, каждый на свой лад) не международно признанная организация, а тройка основных игроков.
"Перед торговыми гегемонами – Китаем, Евросоюзом и США – стоят совершенно разные задачи. Средние державы на периферии региональных блоков или за их пределами, такие как Бразилия, Индия и Великобритания, сталкиваются с особенно трудной борьбой за то, чтобы приспособиться к менее предсказуемой системе, – считают в институте Брейгеля. – Малые нации будут вынуждены заключать асимметричные сделки с гегемонами или натравливать их друг на друга, усиливая политизацию торговых отношений".
А роль Всемирной торговой организации, вероятно, будет сведена к обслуживанию интересов гегемонов.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.