Биполярный Евросоюз: как миграционный кризис обнажил слабости ЕС, и где место Эстонии

Скомканный флаг ЕС

На фоне того, как канцлер Германии договаривается с Лукашенко о регулировании миграционного кризиса, Эстония и ЕК решили ввести против Минска очередные санкции. Где оно, единство Европейского союза?

Накануне уходящая с поста канцлера Германии Ангела Меркель и президент Белоруссии Александр Лукашенко провели телефонный разговор. Основной темой стал миграционный кризис у европейско-белорусских границ. Лидеры двух стран договорились о немедленных переговорах республики и ЕС по проблеме беженцев.

"Договорились, что проблема в целом выносится на уровень Беларуси и ЕС, при этом соответствующие должностные лица, которые будут определены от обеих сторон, немедленно вступят в переговоры с целью разрешения имеющихся проблем", – сообщили белорусские СМИ.

Это не первый телефонный разговор Меркель и Лукашенко. Предыдущий состоялся 15 ноября, когда стороны обсудили  необходимость гуманитарной помощи находящимся на границе мигрантам и беженцам.

Однако садиться за стол переговоров в Евросоюзе хотят не все, в том числе и Эстония. Так, по словам министра иностранных дел Эвы-Марии Лийметс, санкции против "минского аэропорта и компании "Белавиа" уместны", поскольку именно через эту летную гавань беженцы попадают в Белоруссию, откуда начинают брать штурмом границы ЕС.

"Новые санкции были рассмотрены в понедельник. Они могут быть применены к внесенным в список физическим и юридическим лицам, участвующим в управлении миграционными потоками. В этот список входят десятки людей, и в настоящее время ведутся дискуссии о том, кто в конечном итоге останется в списке. Компания "Белавиа" определенно связана с прибытием иммигрантов в Республику Беларусь", – заявила Лийметс.

Ранее премьер-министр Эстонии Кая Каллас и президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен согласились с необходимостью скорейшего вступления в силу антибелорусских санкций.

"В понедельник члены Европейского союза вместе решили, что мы примем новые, более жесткие санкции. Мы знаем, что санкции работают и приносят пользу, иначе мы увидели бы эскалацию на границе ЕС – Белоруссия. Мы договорились с фон дер Ляйен, что новые санкции должны вступить в силу быстро. Мы не должны поддаваться давлению или шантажу режима Лукашенко", – передает слова Каллас пресс-служба правительства Эстонии. 

При этом премьер особо подчеркнула, что в Европейском союзе есть единое понимание происходящего. 

"Европейский союз и его партнеры имеют общее понимание происходящего. Это гибридная атака, и мы твердо поддерживаем Польшу, Литву и Латвию", – заключила Каллас. 

Как заявления о "европейском единстве понимания" сочетаются с позицией Германии, не ясно.

"Миграционный" раскол

Однако важно отметить, что и в самой Эстонии никакой солидарности по вопросу миграционного кризиса нет: президент Эстонии Алар Карис заявляет о необходимости диалога, в том числе и с Россией, в то время как премьер обвиняет Москву в содействии Минску.

"[Президент России Владимир] Путин и Лукашенко хотят показать, что ЕС не един. Но это не так", – пояснила Каллас. 

Кроме того, Эстония, несмотря на отсутствие прямой угрозы наплыва мигрантов, приняла решение укрепить свои границы, в частности восточную – с Россией. 

В разговоре с Baltnews член комиссии по иностранным делам Рийгикогу Мария Юферева-Скуратовски заявила, что миграционный кризис может добраться до Эстонии, но Россия тут ни при чем. 

"У нас в Эстонии другое географическое положение, другая местность и другие соседи (в отличие от Польши и Литвы). Потоки нелегалов, организованные в Белоруссии, сложно будет повторить в России, так как высоки риски, что такие нелегалы "рассосутся" в самой России", – поделилась Юферева-Скуратовски.

Ссылки по теме