Столичный информационный ресурс Stolitsa.ee опубликовал в четверг, 22 июля, мнения известных в эстонском обществе политологов в отношении военных миссий, в которых участвуют национальные военные подразделения. Поводом тому послужило событие, случившееся в Мали, где в четверг на прошлой неделе произошел обстрел с закрытых позиций военной базы в городе Гао. Сообщается, что эстонские военные сыграли решающую роль в отражении неожиданной атаки.
Следует отметить, что положительный аспект в происходящем увидел лишь один комментатор. Остальные же негативно оценили военное участие Эстонии в жизнеустройстве стран другого региона.
Солидарность двух стран в чужом регионе
В связи с этим политолог Леонид Карабешкин, подчеркнув, что напрямую национальные интересы Эстонии далеки от проблем стран Сахеля, отметил действия эстонских военных в Мали как способствующие солидарности Франции с позицией Эстонии в сфере обороны и безопасности.
"Конечно, напрямую национальные интересы Эстонии далеки от проблематики стран Сахеля. И участие нашей страны там не является навязанным и предопределенным – соседние страны Балтии, скажем, там не присутствуют. При этом заявленные цели операции под руководством Франции благие – стабилизация государственности стран региона и борьба с исламистами", – сказал Карабешкин.
Из Мали в Нигер и обратно. Зона действия эстонских военных растет >>>
Он также отметил, что Эстония с самого начала, еще в 2013 году, выразила поддержку французским усилиям в этой области. "Ожидаемыми приобретениями от отправки контингента в Мали, вероятно, являются солидарность Франции с позицией Эстонии в сфере обороны и безопасности, а также наработанное взаимодействие с военными этой страны НАТО. Судя по всему, эта практика будет продолжена, и наш контингент скоро окажется в Мозамбике", – предположил Карабешкин.
Приказы НАТО не обсуждаются
В то же время политолог и журналист Игорь Розенфельд обратил внимание на автоматизм участия Эстонии в военных операциях НАТО – "предложение такого участия фактически равнозначно приказу". А насколько оправданы те или иные действия, остается под вопросом.
"Участие Эстонии в операциях НАТО в Мали с 2018 года обосновывается необходимостью борьбы с исламским терроризмом, что, как будто, логично. С другой стороны, все ли в политике Франции и НАТО в странах региона Сахель оправдано (как это было и в Афганистане)?", – сказал Игорь Розенфельд.
"Вообще же участие Эстонии в военных операциях НАТО в настоящее время "поставлено на автомат", в том смысле, что предложение такого участия фактически равнозначно приказу. Критику последнего решения отправить эстонских военных в Мали, насколько известно, осмелилась высказать лишь партия EKRE", – отметил политолог.
Мера ответственности Эстонии, где ты?
Вообще ни одной военной миссии эстонцев не поддерживает многолетний депутат Рийгикогу и известный журналист Владимир Вельман. Он рассказал, что когда еще был в парламенте, не поддерживал ни одной зарубежной миссии эстонских военных.
"Когда я работал в эстонском парламенте, то не поддерживал ни одной зарубежной миссии наших военных. В случае с Мали и некоторыми другими "горячими точками" я исходил из следующей логики: проблемы там создавались в ходе колониальной политики определенных стран (в случае с Мали колонизаторами были французы). И, грабя эти страны, колонизаторы обходились без помощи со стороны. Теперь же, создав там массу проблем, колонизаторы взывают к сообществу за помощью. Вдобавок, Эстония будет просто обязана принять беженцев из тех стран, территории которых топтала своими сапогами", – объяснил свою позицию Вельман.
И подчеркнул, что именно так понимает "меру ответственности за свои поступки".
Эстонии в других странах быть не должно в принципе
Эстонский политолог Владимир Эвве считает, что в военных действиях в Мали Эстония не должна была принимать участие. Причем, речь идет не только о Мали – Мали, в данном контексте, частный случай.
Политолог убежден, что Эстония вообще "не должна принимать участие в военных миссиях на территории других государств".