"Восточное партнерство". Хоть где-то Украина являет собой пример

Флаги Украины и Европейского союза на одной из улиц Киева
РИА Новости

Николай Филонов

Европейская программа "Восточное партнерство" на сегодня, можно сказать, пробуксовывает, но отказываться от нее Европа не намерена.

7 мая исполняется 12 лет европейской программе "Восточное партнерство" – проекту, который призван распространить зону влияния Евросоюза на шесть стран бывшего СССР: Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдавию и Украину. Проект в последнее время все больше буксует, но Европа не собирается от него отказываться.

В 2009 году 7 мая в Праге прошла учредительная встреча программы ЕС "Восточное партнерство" и была принята совместная декларация. Главной целью инициативы было декларировано "создание необходимых условий для ускорения политической и экономической интеграции между Европейским союзом и заинтересованными странами-партнерами" путем содействия политическим и социально-экономическим реформам в странах-участницах "Восточного партнерства".

При этом в декларации подчеркивалось, что в своей деятельности "Восточное партнерство" будет руководствоваться принципом "кондициональности", то есть продвижения вперед лишь при условии выполнения странами-участницами программы определенных требований ЕС.

Конечной целью участников программы предполагалось (хоть это прямо и не декларировалось) вступление в ЕС.

На сегодняшний день из шести государств-членов этого объединения три – Украина, Грузия и Молдавия – объявили вступление в Евросоюз целью своей внешней политики, подписав соглашение об ассоциации с ЕС. А вот с остальными все пошло явно не по плану.

Нашла коса на камень

Очевидно, что в каждой из оставшихся четырех стран имеются группы людей, которые также хотели бы максимально сблизиться с Евросоюзом, вплоть до вступления в организацию.

Однако поведение самого ЕС последних лет, когда структура четко противопоставила себя России, развязав с последней санкционную и политическую войну, оттолкнуло от "Восточного партнерства" не только так и не объявивших однозначно о своем стремлении вступить в ЕС Белоруссию, Армению и Азербайджан, но заставило задуматься о правильности выбора даже экономически зависимую от РФ Молдову.

Идти по примеру Грузии и Украины на полный разрыв отношений с Россией никто из оставшихся первоначальных членов программы явно не хочет. Помимо тесных экономических связей, Армения и Азербайджан повязаны конфликтом в Нагорном Карабахе, в урегулировании которого Россия играет ключевую роль.

Белоруссия же после попытки свержения при поддержке ЕС президента Лукашенко летом прошлого года вообще фактически не участвует в программе, если, конечно, не считать таковым финансовые отношения с ЕС лидеров белорусской внесистемной оппозиции.

Как заявил, по сообщению БЕЛТА, в ноябре 2020 года министр иностранных дел Владимир Макей, Белоруссия понизила уровень участия в инициативе "Восточное партнерство" до экспертного "из-за политизированного подхода партнеров".

Эстонский поход "во имя демократии"

Со своей стороны Эстония с самого начала горячо поддерживала программу "Восточное партнерство", как и большинство международных проектов, имеющих хоть какую-то антироссийскую составляющую. Правительство страны регулярно выделяет деньги на поддержку "гражданского общества" в странах "Восточного партнерства", принимает декларации, проводит обучения и встречается с продвигающими проект гражданскими активистами.

Открывая в 2011 году Эстонский центр "Восточного партнерства", тогдашний министр иностранных дел Урмас Паэт подчеркнул, что деятельность центра прежде всего направлена на повышение дееспособности публичного сектора "восточных партнеров" и ознакомление их с опытом проведения реформ.

Урмас Паэт
Урмас Паэт

"В течение последнего десятилетия Эстония поделилась своим опытом проведения реформ путем обучения с сотнями государственных служащих из стран "Восточного партнерства". Открытие Центра "Восточного партнерства" позволит нам еще более эффективно содействовать сближению "восточных партнеров" с Европейским союзом и оказывать им помощь при осуществлении реформ", – отметил тогда министр.

Важность данной программы для Эстонии подчеркнул на конференции программы "Восточное партнерство" в Таллине в 2019 году и бывший в ту пору премьер-министром Юри Ратас.

"Сотрудничество, базирующееся на общих целях и взаимных интересах, помогло много достичь. Оно позволило нашим "восточным партнерам" поднять уровень жизни своего населения – создать новые рабочие места, улучшить инфраструктуру, расширить возможности молодежи получать образование", – перечислил Ратас, призвав партнеров продолжать реформы и ставить новые цели сотрудничества на следующее десятилетие.

Встреча  премьер-министра Эстонии Юри Ратаса и Светланы Тихановской
Встреча премьер-министра Эстонии Юри Ратаса и Светланы Тихановской

Курс на Украину

Но все это слова. На деле же лучшим примером деятельности "Восточного партнерства", видимо, стоит считать современную Украину. Именно эта страна готова воспринимать все "добрые советы", летящие из ЕС, безропотно и выполнять их со рвением, в меру своих способностей.

Недаром экс-глава МИД Эстонии Урмас Рейнсалу в начале 2020 года с гордостью заявил, что Украина является для Эстонии одним из приоритетных партнеров в программе "Восточное партнерство".

"Эстония будет продолжать активно делать вклад в сотрудничество по развитию и гуманитарной помощи, чтобы облегчить человеческие страдания, помочь тем, кто находится в конфликте, и способствовать продолжению реформ в странах "Восточного партнерства", – заявил Рейнсалу.

Таким образом можно констатировать, что "Восточное партнерство" из программы социально-экономической помощи (каковой она была заявлена первоначально) превратилась в чисто политический проект, пользу от которого, вероятно, получат лишь европейские политики, зарабатывающие дивиденды на обострении отношений с Россией.

Самим же членам "партнерства" это принесет лишь проблемы. Было бы неплохо, если бы это в полной мере осознали не только в Белоруссии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме