Замдиректора ИМЭМО РАН Алексей Кузнецов не придерживается той точки зрения, что Евросоюз в 2020 году столкнулся с жесточайшим политическим кризисом. Об этом он заявил в комментарии Baltnews.
"Если отбросить коронакризис, который не имеет к ЕС прямого отношения, так как это глобальная проблема, то что мы наблюдаем? Брексит начался много лет назад, в 2020 году происходило формальное завершение, по бюджету идут конфликты и скандалы каждый раз, когда его принимают, так как это лоббистская игра. Поэтому я не вижу, что Евросоюз сейчас находится в глубоком кризисе. Это, мне кажется, большое преувеличение", – считает эксперт.
По мнению Кузнецова, Евросоюзу еще очень далеко до реального политического кризиса.
"Кризис – это когда пошли бы по цепочке страны выходить из ЕС, либо начались бы какие-то реальные дезинтеграционные процессы. А мы наблюдали только то, что у Евросоюза не было должных инструментов и солидарности в этой сфере, поскольку она была, прежде всего, на национальном уровне. Существует, однако, предположение, что ЕС будет готовить более адекватные механизмы и инструменты ответа на такого рода проблемы, когда он выйдет из острой фазы коронакризиса", – пояснил он.
31 января 2020 года Великобритания официально покинула Евросоюз. После этого начался переходный период в отношениях Брюсселя и Лондона, который завершился 31 декабря.
Весной весь мир настигла пандемия коронавируса COVID-19. Чтобы противодействовать стремительному распространению вируса, правительства европейских стран в одностороннем порядке закрыли внутренние границы ЕС, что нарушило традиционные цепочки поставок.
Несмотря на то, что руководство Еврокомиссии взяло на себя роль посредника в урегулировании кризиса, члены ЕС старались самостоятельно решить возникшие проблемы, подчас забывая о европейской солидарности.
Главы государств и правительств стран ЕС в ходе саммита 17–21 июля в Брюсселе одобрили финальный компромиссный вариант семилетнего бюджетного плана Евросоюза в размере 1074,3 млрд евро на период с 2021 по 2027 год и внебюджетный фонд восстановления экономики ЕС на уровне 750 млрд евро.
При этом Польша и Венгрия выступали против планов увязать распределение бюджета с соблюдением той или иной страной норм верховенства права, так как у обоих государств возникали разногласия с Брюсселем в вопросах их оценки.
В начале ноября Совет ЕС сообщил, что следование принципу верховенства права впервые становится решающим критерием распределения бюджетных расходов между членами сообщества.